Текст: Анна Бутенко
Фото: Камилла Брызгалова
31 июля состоялся финисаж выставки «Психо» в рамках специальной программы Vой Московской международной биеннале молодого искусства.
Выставка реализована куратором Ильмирой Болотян в формате библиотеки-архива дневников художников, в которую может прийти каждый желающий в рабочие часы выставки и ознакомиться с наполняющими ее дневниками. В «библиотеке» два зала – открытого доступа и доступа по запросу. В маленьком зале доступа по запросу посетители обращаются к смотрителю библиотеки, чтобы получить дневник, в открытом же они могут неограниченно изучать выставленный на обозрение дневниковый материал. Все дневники каталогизированы на библиотечный манер, авторы в каталоге указаны, как положено в библиотеке, по алфавиту, с краткими аннотациями к их дневникам. Формат выставки стимулирует зрителя проявить активность: он самостоятельно изучает каталог, самостоятельно запрашивает у смотрителя или ищет на полке нужный дневник. На какой то отрезок времени у зрителя есть необычная для выставки возможность получить арт объект в свое эксклюзивное пользование.
Дневники представлены в массе в привычной форме тетрадей/книг, записи в которых изложены в хронологическом порядке, однако, есть и много дневников, к выбору формы и содержания которых художники отнеслись творчески: это художественные дневники (картины, графика, книги), видеодневники, дневники, являющиеся арт-объектами или сопровождаемые дополнительным визуальным материалом, содержанием их могут быть краткие и длинные истории, короткие неупорядоченные записки вплоть до того, что принято называть «потоком сознания», дневники могут представлять собой абстрактный визуальный материал, который посетитель вынужден и может интерпретировать на свое усмотрение, реальные и выдуманные дневники и реальные, представленные, как выдуманные.
Выставка дает возможность для посетителя удовлетворить свой исследовательский интерес или просто любопытство, заглянув в обычно скрытую от глаз ценителей искусства изнанку как творческого процесса, так и прочей вполне обыденной жизни художника. Таким образом выставка создает пространство для сближения художника и зрителя, пространство искренности, где художники предстают без масок и защит, а от зрителя ожидается осторожное и внимательное отношение к представленному материалу, включая как физические объекты –дневники, так и открывающийся перед ними внутренний мир человека. Хотя цензура, также и в виде творческого подхода к созданию дневника, очевидно, присутствует в некоторых дневниках, многие представлены без купюр и специальной обработки. Через это простое и часто искреннее обнажение, особое звучание и ценность приобретают простые материалы, действия, чувства и мельчайшие движения, зарисовки и записки на углах салфеток, подчеркивается тот факт, что важно все и ничто не исключено.
По словам куратора, выставка максимально сближает арт-объект (в виде дневника) и его автора-художника: «архивной единицей становится сам художник, но не благодаря своему «звездному» статусу или признанию экспертами, а только на основании проведения внутренней систематической интимной работы». Грань между личным-интимным и художественным, создаваемым на показ, размывается.
На время работы выставка открыта для приема новых дневников художников, таким образом, являясь живым, развивающимся во времени событием. Вероятно, она продолжит жить своей необычной жизнью и дальше, накапливая собрание материала библиографического характера о художниках 10-20 годов двадцать первого века, полное значение которого будет возможно оценить только в будущем.
Текст: Анна Бутенко
Фото: Камилла Брызгалова