Остроумова-Лебедева - художник и коллекционер

В Михайловском замке Русского музея открылась очередная  выставка из серии, посвященной частным коллекциям, поступившим в музей в разное время.

Почти 200 предметов из наследия Анны Остроумовой-Лебедевой – картины, рисунки, фотографии, документы, архивные материалы – показаны в залах музея. Впервые Русский музей представляет весь творческий путь знаменитого мастера – от живописных портретов, мало известных широкой публике, до работ ее учеников и последователей.

-Этой выставке не нужен гламурный шум, здесь не нужны толпы при входе, потому что искусству Остроумовой-Лебедевой шум противопоказан, - сказал на открытии выставки Владимир Гусев, директор ГРМ. – Но, в то же время, мне хочется, чтобы здесь было много людей – тех, кто способен чувствовать и созерцать тонкую красоту Петербурга.

Открывшаяся в Русском выставка, по словам заведующей отделом гравюры  Екатерины Климово, – первый опыт демонстрации гравюр Остроумовой-Лебедевой в такой полноте и объеме. Еще при жизни художница завещала Русскому музею не только всю свою коллекцию, но и все свое очень разнообразное наследие – картины, и рисунки, гравюры (вплоть до последних работ, на которых запечатлен блокадный Ленинград), набор досок для офортов, фотографии, документы, и даже мебель. Фактически, в ГРМ сохранился реальный срез жизни выдающегося мастера художественной гравюры. На выставке можно увидеть весь ее творческий путь, все поиски и результаты, работы ее последователей, для которых она стала наставником. В экспозицию включены два живописных портрета Анны Петровны работы ее товарищей по Академии художеств – Константина Сомова и Филиппа Малявина.  

Первые уроки гравирования она получила в мастерской Василия Матэ в училище барона Штиглица. Но тогда она буквально сбежала от разочарований в этом виде художественного творчества: в то время гравюра на дереве сделалась фактически служебным жанром, обслуживающим полиграфию. В Петербургской Академии художеств Анна Остроумова-Лебедева начинала учиться как живописец, ее учителем и наставником был Илья Репин. 

Но закончила Академию художеств она с дипломом гравера. О своих творческих поисках Анна Петровна рассказывала в письмах и воспоминаниях: она пишет, что в 1896 году пережила кризис – именно тогда она окончательно поняла, что передвижники, которые как раз в это время пришли преподавать в Академию, не могут дать ей то, что ищет ее душа. Она искала других путей, и именно в 1896 году впервые увидела в залах академии коллекцию японской гравюры, собранной Китаевым. Это и стало переломным моментом в ее творчестве, и  она снова вернулась в мастерскую Василия Матэ, который преподавал в Академии: Матэ предоставил ей полную свободу творчества, позволил гравировать так, как она сама считала нужным. Остроумова-Лебедева закончила Академию с дипломом гравера. 

Через два года она едет в Париж, где учится в мастерской Уистлера, близко знакомится с художниками «Мира искусства», начинает собирать свою собственную коллекцию японской гравюры. Вернувшись в Петербург, начинает самостоятельную художественную деятельность, возродив свободную, авторскую художественную гравюру на дереве, сделав ее главным делом всей жизни. 

В первом зале показаны немногочисленные работы Остроумовой-Лебедевой, выполненные маслом. Среди них – портреты Максимилиана Волошина и мужа художницы Сергея Лебедева, выдающегося химика-органика, основоположника способа получения синтетического каучука. Здесь же представлены ее живописные полотна и акварели: сама художница считала акварель одним их видов живописи. Большая часть выставки – гравюры.

Тонкие, пронзительные, наполненные светом работы Остроумовой-Лебедевой, на которых она запечатлела Петербург во все времена года, стали настоящей визитной карточкой города. На выставке можно увидеть не только самые известные виды Петербурга и пригородных дворцовых комплексов, но и собственно творческую кухню мастера. В витринах представлены инструменты гравера, доски, с которых она делала оттиски. Одна из самых замечательных вещей – «Летний сад зимой» - гравюра, сделанная с четырех досок, на каждую из которых наносился свой цвет. 

-Максимальное количество досок, которые использовала Остроумова-Лебедева – пять, потому что она считала искусство гравюры строгим, ее язык должен быть немногословным и сдержанным, - говорит Галина Попова, куратор выставки. – Последователи художницы нередко использовали до 28 досок, но она считала это подражанием живописи, неуместным для гравюры.

В отдельном зале представлена коллекция японской гравюры в жанре укиё-э – «картины изменчивого мира». Первые японские гравюры Остроумова-Лебедева приобрела в Париже в 1898 году. Она даже пробовала подражать японцам, но поняла, что ей это не подходит. Кроме того, японские мастера гравюры использовали другие материалы и иную технику. 

Отдельная часть экспозиции – работы современников Анна Петровны. В конце XIX века репродукционную гравюру вытесняет фотография, и многие художники-граверы ищут другие способы заработать. Один из таких мастеров – Иван Павлов, чьи работы тоже представлены в залах Михайловского дворца. Он был ровесником Анны Петровны, но держался традиционной тоновой ксилографии, воспроизводящей оригиналы, выполнял гравюры с фотографий, копируя их. Позже, когда такой вид гравюры перестал пользоваться спросом на рынке, Павлов обращается к технике Остроумовой-Лебедевой, но в его работах сохраняется протокольность и подражательность. Что резко контрастирует с одухотворенными и выразительными гравюрами художницы, создавшей классический образ вечно прекрасного Петербурга. 

 

Текст и фото: Наталья Шкуренок