Над интервью работали Мария Назарова, Арина Романцевич
Фото предоставлены галереей "Триумф"
Где и как научиться быть успешным художником? Можно закончить арт-школу, неустанно оттачивать свою технику в мастерской, можно быть очень талантливым и усидчивым, запереться дома и ждать признания, можно создавать очень коммерческое искусство, но все это, к сожалению, не гарантирует успеха.
На Западе является распространенным явлением, что молодой художник становится ассистентом известного и признанного автора, учась у него всем хитростям. Однако, не становится это препятствием для личного развития? Или это, наоборот, помогает найти свой путь? Да и вообще, легко ли найти общий язык с именитым мастером?
В галерее «Триумф» прошла выставка «Художники / Ассистенты. Студия Роберта Лонго (1983-2016)» (куратор - Виктория Душкина). В ней участвовали 24 американских художника, которые в разное время были ассистентами Роберта Лонго. Мы задали им все волнующие вопросы о том, как строятся отношения художник/ассистент и каким образом складывается карьера каждого художника по отдельности.
Натан Спондайк - получил степень бакалавра в колледже искусства и дизайна в Саванне, так же получил степень магистра в Университете Техаса в Остине. Живет и работает в Нью-Йорке.
Арина Романцевич: Как вы попали в студию Роберта Лонго? И почему вы решили там работать?
Nathan Spondike: В университете, где я работал, я познакомился с Троем Бронтоком, который оказался другом Роберта, они вместе делали выставки. Мы подружились с Троем, он сильно помог мне в творческом развитии. Как-то раз он мне сказал, что Роберт ищет ассистента и я бы подошел на эту должность. Мы встретились с Робертом, поговорили, и он пригласил меня на работу к нему в Нью-Йорк. Конечно, я согласился на такое предложение.
А.Р.: Чем вы занимаетесь в судии?
N.S.: Сейчас я помогаю делать произведения, составлять расписание, координировать работу – это безусловно важно для студии. Конечно, большее время уходит именно на организационные моменты.
А.Р.: Это как-то помогает в вашей личной карьере?
N.S.: Конечно же для меня это, прежде всего, оплачиваемая работа. На деньги, которые я получаю у Роберта, я снимаю свою собственную студию. Так же у меня есть время делать свои работы, что важно – это редкость в Нью-Йорке, когда получается совмещать работу и творчество. Немаловажно и то, что в студии у меня есть возможность общаться с другими художниками. Это помогает и мотивирует делать собственные работы.
А.Р.: Расскажите про ваши отношения в студии – это для вас семья, или только работа?
N.S.: Да, в каком-то роде это напоминает семью.
А.Р.: Что искусство значит в вашей жизни?
N.S.: Я думаю, оно помогает найти жизненные ориентиры. При этом оно не позволяет мне успокоиться – не бывает такого, что я полностью доволен результатом. Я постоянно задаю себе вопрос: «Кто я? Что я делаю?» Оно помогает осознать себя в мире.
Сейчас я могу немного расслабиться, потому что до этого, когда я жил в других штатах и других городах я постоянно задавал себе вопрос: «Что я буду делать дальше?» Сейчас, живя в Нью-Йорке, я понимаю, что это то место, в котором я хочу жить. Тогда я не мог сконцентрироваться на искусстве, потому что чувствовал себя постоянно в бегах. Здесь же я могу делать свои работы и заниматься своим развитием как художника.
Натан Спондайк. Без названия. 2016
А.Р.: Нравится ли вам концепция этой выставки?
N.S.: Мне всегда казалось, что групповые выставки сильно помогают в творчестве. Ты видишь свою работу в контексте, как она взаимодействует с другими произведениями и осознаешь ее в новом ключе. Мне интересно смотреть на то, как мои работы и работы моих друзей между собой перекликаются. Я очень рад, что эта выставка случилась.
А.Р.: Были ли у вас персональные выставки?
N.S.: У меня не было персональных выставок в Нью-Йорке, но были в других городах. В Нью-Йорке я выступал в качестве куратора нескольких групповых выставок. Самый большой проект, в котором мне удалось поучаствовать – это групповая выставка тридцати, кажется, художников, которую мы организовали в церкви. Это все было очень сложно, но у нас получилось.
А.Р.: Вы впервые в России?
N.S.: Да.
А.Р.: Как вам здесь?
N.S.: Мне очень нравится. здесь жизнь очень отличается от нью-йоркской. Несмотря на то, что практически все время я был занят выставкой, ночью мы отлично повеселились в каком-то клубе, потом погуляли вокруг красной площади. На следующий день мы ходили в Третьяковскую галерею, и мне там очень понравилось – очень много действительно интересных работ, как классических, так и современных.
А.Р.: Вы знаете что-нибудь про российское современное искусство?
N.S.: Очень мало. Возможно завтра я смогу узнать о нем больше, если вы расскажете где на него посмотреть.
А.Р.: Хорошо, я вам обязательно потом расскажу, куда можно сходить. А пока – не дадите ли вы совет молодым художникам?
N.S: Когда-то Роберт дал мне совет, который, думаю, здесь уместен: не работайте в «вакууме». Я имею ввиду, не запирайтесь в одиночестве, приглашайте людей в свои студии, общайтесь с другими художниками. Я не говорю, что нужно постоянно тусоваться – для творчества нужно одиночество. Но обязательно нужно общаться с теми, кто вам интересен, показывать им работы, слушать их советы. Это помогает сильно развиваться.
Над интервью работали Мария Назарова, Арина Романцевич
Фото предоставлены галереей "Триумф"