Что почитать? 5 книг для тех, кто хочет разобраться в современном театре
Откуда взялись современные театральные опыты? Почему мы видим на сцене то, что видим? Как научиться смотреть современные постановки? На эти вопросы мы постарались ответить на эти многие другие вопросы нашим списком книг, прочитав которые, можно стать практически профессиональным зрителем.
Питер Брук
Питер Брук является одной из самых значительных фигур в режиссуре XX века. Вряд ли найдется еще режиссер, о котором так много сказано, написано и, интерес к которому не угасает, а наоборот растет день ото дня. Им поставлено более пятидесяти спектаклей, снято более десяти фильмов и написано много книг. Постоянные размышления Питера Брука о законах и природе театра, непрерывный поиск «живого театра», лишенного фальши и штампов, отразились в книге «Пустое пространство» (1968).
Постдраматический театр
Ханс-Тис Леман
Книга Ханса-Тиса Лемана ПОСТДРАМАТИЧЕСКМЙ ТЕАТР - безусловная веха в самом развитии европейской эстетической и театроведческой мысли. Она вышла в Германии еще в 1999 году и вот только сейчас попадает в руки русскому читателю (а понадобится она наверняка не только театроведам, но и философам, культурологам, - всем, кому небезразличны приключения мысли и осмысление современного театра). Здесь охвачена и проанализирована целая эпоха в развитии театра, здесь зрителя учат видеть, замечать новое, уметь различать настоящие точки роста в пестром многообразии театральных и паротеатральных событий. Предисловие к книге написано практиком и теоретиком театра - Анатолием Васильевым.
Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы»
Марк Липовецкий и Бригит Боймерс
«Перформансы насилия» Марка Липовецкого и Биргит Боймерс – первая книга о важнейшем феномене русской культуры последнего десятилетия — «новой драме». Подробный анализ драматургии и постановок таких известных представителей этого направления, как Е. Гришковец, М. Курочкин, Ю. Клавдиев, братья Дурненковы, М. Угаров и Е. Гремина, Н. Коляда, В. Сигарев, братья Пресняковы, И.Вырыпаев, сочетается в книге с теоретическим подходом. Авторы видят значение «новой драмы» не только в обновлении современного театра и драматургии, но и в том, что в пьесах и спектаклях этого направления выразилось особое состояние общества, когда насилие – физическое, психологическое или дискурсивное – стало одной из основных форм социальной коммуникации, поглотив и подчинив себе все иные социальные языки. «Новая драма» позволяет понять логику, ритуалы и тупики этого состояния, интенсивно ищет пути выхода из него.
От бедного театра к искусству-проводнику
Ежи Гротовский
Книга представляет читателю наиболее полное собрание текстов великого польского теоретика театра и педагога Ежи Гротовского. Материалы, связанные с его деятельностью - его статьи, беседы, выступления, отзывы критиков на спектакли Гротовского, - охватывают большой период работы режиссера: с 1950-х годов до конца столетия.
Театр эпохи перемен в Польше, Венгрии и России. 1990–2010-е годы
Н.О. Якубова
Книга посвящена исследованию истоков театральных «революций» в современных Польше и Венгрии в сопоставлении с театральным процессом в России. Анализируются общие тенденции в развитии театрального искусства: «культ рассказа», переосмысление понятия «документальности», выдвижение на первый план «постпамяти» в противовес «истории» и др. Особое внимание уделено «мифу жертвенности», на изживание которого, по мнению автора, направлены усилия ведущих молодых режиссеров.