Текст: Маруся Гуляева
Актуальная Россия: среда обитания
- Знаете почему я решил, что выставка будет здесь?
- Почему?
- Тверская - улица центральная, широкая. И выставка эта для широких масс.
(подслушано)
«Связь по спутниками потеряна». Именно такую дежурную фразу произносит обычно навигатор, когда машина въезжает в туннель или пересекает глухую местность. Такую же фразу вводит в мое сознание левое, отвечающее за логику, полушарие, когда я попадаю в среду обитания актуальной России. Причем дело тут не в масштабе организованной совместно с РОСИЗО-ГЦСИ и Фондом развития современного искусства выставки. Масштаб, как мы знаем, бывает, занижает планку качества, но здесь ведущая, но не единственная роль отрицательного героя, отдана не ему - навигации. Если на выставке представлены работы более 60 художников, они нуждаются хотя бы в понятном информационном сопровождении.
Игорь Пестов, Afterparty, 2015
Массовый зритель, посещая «Актуальную Россию» не запоминает ни названий, ни имен художников, ни городов, из которых те родом. География здесь не работает - так зачем делать на ней акцент? Произведения, созданные за прошедшие 5 лет, как ни странно, не работают тоже. И получается, что плоскость современного искусства не становится для зрителя ни «идеальным интерфейсом», ни проводником в «среду», а только все больше внушает недоверие.
Денис Ичитовкин, Скоро бабушка придет с работы, 2015
Куратор выставки Арсений Штейнер вроде бы говорит о смене взгляда: «О других эпохах мы судим по искусству, о нашей – по заголовкам газет, попробуем сменить оптику!». Но создается ощущение, что «оптику» не сменили, а только добавили пару-тройку диоптрий сверху, чтобы было понятно абсолютно всем массам, и узким, и широким, что «Актуальная Россия» - пессимистична. Что выставка, предваряющая открытие постоянной экспозиции в музее, не собирается выстраивать очереди и вызывать аппетит на современное искусство. Оно ведь, судя по экспозиции, даже еще не в нулевых, а все на том же на сломе эпох и государств.
Как ни старались организаторы, но обобщенный образ получился удручающим. Это не касается работ, представленных на площадке - они хороши. Просто внятную кураторскую концепцию (которой здесь нет) не заменит ничто: ни профессионализм художников, ни хорошая работа PR-менеджеров, ни даже залы на Тверской.