Почему у осла из головы растут крылья бабочки
В Электротеатре «Станиславский» с 23 по 27 ноября пройдет проект «Золотой осел» Бориса Юхананова. Публичная сессия новопроцессуального проекта посвящена работе над текстом Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Он реализован в принципиально новом для отечественной театральной практики жанре Разомкнутого пространства работы. Заложенная в нем перспектива предполагает постоянное изменение, то есть развитие.
Ладно, с ослом еще более-менее понятно: произведение Апулея о Луции - центр проекта “Золотой осёл”. Но причем тут бабочка?! Хотя одно сходство с бабочкой точно есть: пять дней – словно пять взмахов крыльев. Настолько быстро проходит время в зале.
“Золотой осёл” состоит из двух смысловых частей: модулей и композиций. День начинается с модулей. В них режиссеры МИРа с актерами Электротеатра представляют свои этюды на суд Бориса Юхананова, художественного руководителя Электротеатра. Завершают день композиции, то есть сам спектакль, созданный из этюдов.
Если отдаться этому проекту на все время, а не избирательно прийти на модули или композиции, то "коллапс мозга" точно обеспечен. Борис Юхананов в роли Изиды обрушивает на зрителей и актеров поток своих суждений о театре, искусстве, работе актеров. “При чем тут спекулятивный реализм?”, “Чего это Юхананов нарочито забывает имя актера?”, “Это сейчас была шутка?” и другие вопросы непрерывно возникают в голове. Думаешь и думаешь, чтобы понять. Но не успел ты добраться до какого-либо вывода, как тебя снова сбивают с ног новым суждением. Это непонимание провоцируют зрителей и актеров (тут не отличишь одних от других) на участие. Здесь зритель не может позволить себе просто наслаждаться происходящем на сцене, приходится активно воспринимать и вступать в диалог с Юханановым-Изидой.
Так, модули это не просто открытые репетиции театра, где зритель может посмотреть на работу режиссера и актеров. Даже само пространство зала не разделено, как это обычно бывает – свет горит не только над сценой, таким образом размывая все границы между наблюдателями и активными действующими лицами.
Сегодня театр озабочен вопросом о статусе зрителя. Вспомнить можно хотя бы Хайнера Гёббельса, спектакль которого “Макс Блэк” был на сцене Электротеатра. Юхананов и Гёббельс делают разные ходы, но они оба жаждут включить зрителя в процесс спектакля. Гёббельс освобождает сцену от актера. У зрителя больше нет актера, который как зеркало отражает его переживания, мысли. Зрителю приходится занимать тяжелую познавательную позицию и искать ответы самому. В противном случае ему остается только бежать из зала к телевизору, где все уже разжевали, только рот открой - и удовольствие у тебя. Юхананов же вводит в спектакль самый настоящий разговор. Зритель перебивает автора и говорит: ему есть, что ответить, у него есть вопросы.
Другая сторона этого проекта – в самом действии. В зале свет уже погашен, но зритель, как субъект не забыт. Кто-то (узнать в них актеров Электротеатра легко) из зала кричит: “Что за чушь!”, “Сидеть негде!”, “Где антракт? Я в туалет хочу”. И свет снова включается в зрительном зале, как бы нарушая трепетную атмосферу храма искусства
Постановка “Золотого осла” - не иллюстрация произведения Апулея. “Метаморфозы” лишь исходный материал. Он деформируется или даже отвергается режиссерами, актерами, зрителями.
Да это же современный постдраматический театр! Юхананову и здесь, что есть сказать. Он как будто умеет предчувствовать суждение. Потому что на каждый вопрос, на каждое критическое замечания, которое у тебя возникает после этого молниеносного проекта, он уже дал ответ в рамках “Золотого осла”.
"Кто-нибудь не понимает, что здесь происходит?", - спрашивает Юхананов в самом начале проекта. Только один из зрителей без стеснения отвечает: "Да!". "Я тоже не понимаю, что здесь происходит!", - продолжает Юхананов. Непонимание - отличная исходная точка для ускользания, о котором говорил Жиль Делёз. Ускользнуть от привычного себя, от привычных суждений. И может быть никогда не вернуться к тому размеченному пространству, что у тебя было. Это и есть сюжет "Метаморфоз" Апулея. Это же является структурой процессуального проекта “Золотой осёл”. А вот и крылья бабочки выросли из головы осла.