"Взлет". Молодые, но не сломленные
Над интервью работала Мария Назарова
Фото предоставлены пресс-службой
С 19 октября по 15 ноября на ВДНХ в павильоне Космос проходит выставка «Молодые, но не сломленные». Ее авторы – победительницы третьего сезона конкурса «Взлет» в номинации «Фотография» - Вера Баркалова и Екатерина Коваленко. Куратор выставки — Игорь Мухин, российский фотограф, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Чтобы увидеть европейское искусство, молодые художницы отправились за границу на несколько недель, а все перипетии путешествия по городам и странам документировали. В выставочном зале же они создали выставку-инсталляцию, в которой переплетены разные жанры и виды визуального искусства: плакаты, наклейки, стопки изображений для свободного просмотра, фотоальбомы, видео и скульптура — все, что позволит передать ощущения и идеи авторов, возникшие во время путешествия. Мы поговорили с художницами и куратором о путешествиях, «Взлете» и самоцензуре.
Вера Баркалова и Екатерина Коваленко
Мария Назарова: Чем вас зацепил проект Веры Баркаловой и Екатерины Коваленко “Молодые, но не сломленные”?
Игорь Мухин: Мне понравилась его история - молодые художники поехали в бюджетное турне по Италии, Франции и Германии. Это была некомфортная поездка автостопом, и я увидел неочевидные пересечения со своей юностью. Я тоже стремился увидеть мир, и мои поездки были связаны с постоянным ощущением неизвестности - непонятно, где ты будешь жить и вообще, как доберешься. Я так ездил в Вильнюс, чтобы увидеть библиотеку местного союза фотохудожников, а Вера и Катя поехали увидеть классическое искусство Европы. Мне близко это жертвоприношения новым знаниям. Я помню, мы ночевали на матрасах в какой-то ночлежке, оказалось, что и в Европе есть такие супербюджетные места, где тебе выделяют матрас без белья. Это как бы олицетворение того дискомфорта, который я испытывал в прошлом. Для меня было открытием, что сегодняшние молодые люди готовы поехать без четкого плана за новыми знаниями в неизвестную страну, ночевать в полулегальных общежитиях…
На выставке мне хотелось приобщить зрителей к этой атмосфере, посадить их на незастеленные матрасы и предложить посмотреть фотографии или путеводители тех стран, где девочки были. Как фотограф, я имею право трогать свои отпечатки руками, а все остальные не должны к ним прикасаться или обязаны надевать перчатки. И я хотел изменить эту традицию, дать зрителям тоже прикоснуться к снимкам без какой-либо дистанции.
Игорь Мухин
М.Н.: Какие еще были заявки? Вам что-то запомнилось?
И. М.: Были фотопроекты, были уже готовые выставки. Мне запомнился проект выпускницы художественного вуза Санкт-Петербурга, которая собирала на google-картах фотографии обломков самолетов и давала подробное описание трагедии. Проект великолепный, но мне показалось, что на «выставке достижений» делать такую тяжелую выставку будет неправильно.
М.Н.: Расскажите немного о вашем проекте. Как вам пришла идея показать такую сторону путешествия?
Екатерина Коваленко: Мы поехали в Европу, чтобы увидеть своими глазами те места, которые видели много раз на фотографиях. При этом у нас с Верой есть свой багаж знаний - у меня более классическое образование, Вера окончила Школу Родченко. Помимо самого искусства, ради которого мы и поехали в это путешествие, мы увидели много интересных сторон жизни. Так как денег у нас практически не было, мы сталкивались с такой средой, которую практически невозможно заметить, ночуя в гостиницах или хостелах.
Вера Баркалова: Мы получили много новых знаний, проанализировали их и решили сделать такой проект о путешествиях. Во-первых, этого давно никто не делает, а тема достаточно неоднозначная. Во-вторых, ребята, которые путешествуют так же, как и мы, находятся в неком подполье и в их среде больше приняты квартирники и выставки в мастерских, куда ты не можешь пригласить большое число людей. По сути ты делаешь ее для себя и своих друзей, а мы решили рассказать о нашем опыте широкой публике.
М.Н.: Как вам было работать с девочками?
И.М.: Случился форс-мажор, и самолет, где изначально мы планировали делать выставку, оказался в зоне будущего катка. Сейчас застройка, и никто внутрь попасть не может. ВДНХ выделило нам помещение в павильоне “Космос”, так что наши планы немного спутались. Как видите, залы тут очень большие, камерность, к которой я стремился, разрушилась.
По поводу совместной работы: молодость полна свободы, а мое состояние близко к самоцензуре. Есть понимание, чего нельзя показывать, а что можно. Это не конфликт, а небольшое разногласие. Например, мы сознательно не указали в каталоге подробный маршрут, так как некоторые места для ночлега, где останавливались Вера и Катя, нелегальные.
М.Н.: Вера, Катя, а вам?
В.Б.: У Игоря есть свой опыт подобных путешествий. Он родился в Советском союзе, там была немного другая история - выехать за границу было нельзя, поэтому такие поездки были в основном по стране. Здесь столкнулись два поколения, у которых совершенно разные возможности, но похожие ощущения.
М.Н.: А почему вы вообще заинтересовались этим проектом? Почему решили принять участие?
И.М.: Последние 9 лет я преподаю в Школе Родченко, и моя деятельность связана с организацией камерных выставок. Этот проект существует уже много лет, я за ним активно следил с самых первых выставок и с радостью согласился, когда меня пригласили в качестве куратора.
В.Б.: Площадок, которые помогают развиваться молодым художникам, очень мало. ВДНХ - одна из них, поэтому решение подать заявку было очевидным.