VIVA LA VIDA: Фрида Кало и Диего Ривьера в московском Манеже
Текст: Ирина Свеколкина
Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (город Санкт-Петербург) представляют в Москве масштабную выставку «VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА. Живопись и графика из музейных и частных собраний», где представлены как известные картины художников, так и работы, которые ещё нигде не показывали. Проект рассказывает сильную и сложную историю любви знаменитой во всем мире супружеской пары.
Если произведения Фриды Кало знакомы подавляющему большинству российских зрителей, то творчество Диего Ривьеры для многих будет открытием. Организаторы хотели рассказать зрителям историю не только двух превосходных художников, но и показать историю их непростых отношений.
Они поженились 21 августа 1929 года, когда Диего было уже 42 года, а Фриде - 22. Такая разница в возрасте не помешала любви двух художников, они прожили вместе целых 25 лет, хотя нельзя сказать, что все эти годы были для них счастливыми. Выставка построена именно на контрасте этих двух личностей.
Диего Ривера получил прекрасное художественное образование. В 1902 году он окончил Академию Сан-Карлос в Мехико, Академию художеств в Мадриде, затем продолжил обучение живописи в Европе, где прожил до 1921 года. Одно из центральных мест на выставке занимает его масштабное полотно «Славная Победа» 1954 года из коллекции Пушкинского музея. Художник подарил его Стране Советов в 1956 году, и с тех пор она хранилась в запасниках ГМИИ и выставляется впервые. На ней изображен вполне конкретный исторический эпизод – вторжение американской армии в Гватемалу 18 июня 1954 года, в результате которого был свергнут действующий режим. Как говорил сам Ривьера: «Этой работой я хотел выразить протест против диктаторских режимов и международного империализма». На переднем плане изображен президент США Дуайт Эйзенхауэр, вокруг него все его соратники, а вокруг – тела убитых гватемальцев, выступавших против оккупации.
Диего Ривьера. "Славная победа"
Фрида Кало начала свой творческий путь в 18 лет после страшной аварии. Девушка получила серьезные травмы и год была прикована к кровати. Тогда для Фриды изготовили специальный подрамник, чтобы она могла писать лёжа. Живопись Кало можно назвать интимной: это картины маленького размера, наполненные символами и деталями. Разгадывая их, зритель погружается в то состояние, которое сопровождало саму художницу на протяжении всей жизни – физические страдания, преследовавшие ее после аварии, становятся проявлением душевных переживаний из-за измен супруга и невозможности продолжить род. После неудачной беременности Кало написала работу «Больница Генри Форда», которая открыла чреду «кровавых» полотен, в полной мере иллюстрирующих всю боль, с которой сталкивалась она и еще миллионы женщин по всему миру.
Фрида Кало. "Больница Генри Форда". 1932
Еще одна «окровавленная» работа «Немного маленьких уколов» была написана художницей в 1935 году и, можно сказать, стала иллюстрацией похороненных внутри нее переживаний. Написана она была под впечатлением от выступления в суде мужчины, которого обвиняли в убийстве жены. «Я всего лишь ткнул ее несколько раз», - оправдывался он на суде. Эта фраза, очевидно, наложилась на ее собственную историю.
Фрида Кало. "Немного маленьких уколов". 1935
Работы Фриды Калло, представленные на этой выставке, российские зрители уже видели в 2016 году на выставке в музее Фаберже. Тогда она занимала камерные залы старинного особняка и создавала атмосферу некого интимного диалога. Здесь же для экспозиции огромный зал Манежа, и, несмотря на тщательное разделение (видимо, оставшееся в «наследство» от выставки «Сокровища музеев России»), это пространство явно слишком велико. Да, выставка дополнена работами Диего Риверы; да, организаторы цветовыми акцентами дополнительно разделили пространство на две части – мужская синяя, женская красная, но кажется, что наполненности этой экспозиции.
В рамках выставки пройдут образовательная и развлекательная программы, а также будут показаны несколько фильмов о творчестве художников. Следите за расписанием и новостями на сайте.
Выставка открыта до 12 марта.