Одна/Вторая
Текст: Алексей Кузько
Фото: Марина Рагозина
21-28 февраля 2019 в галерее Электрозавод был представлен совместный выставочный проект Льва Никитина, Виктории Малковой и Полины Москвиной "ОДНА/ВТОРАЯ". Художники задаются вопросом - "Что произойдет, если единое целое разделить на две равные части?"
Дуэт Малковой-Москвиной развивает свойственные им практики столкновения живописи и инсталляции. Мы видим трансформацию знакомых по предыдущим проектам сюжетов и объектов: угловой холст-скульптура с тяготеющей к абстракции фигурой альпиниста в ярких тонах -впервые экспонирован в 2015 на выставке "Ожидание действия" в Фонде культуры ЕКАТЕРИНА; раскинутую по стене галереи многометровую живописную абстракцию - схожий прием был реализован в галерее Электрозавод в 2017 году на их персональной выставке "Половик"; фрагмент зимней спортивной куртки и свисающей с нее как бы "расплавленной" цветной абстрактной массой - символическое воплощение перехода конкретного утилитарного предмета в изображаемую фигуру, распадающуюся на абстракцию в их живописи.
Лев Никитин так же демонстрирует живописные полотна, но выстраивает их по принципу автобиографической ретроспективы, в которой каждая работа метафорически отсылает к определенным этапам в жизни художника и, шире, человека и человечества в целом. Если на стенах перед нами разворачивается гуманистический нарратив, составленный из пронизанной метафизическими темами фигуративной живописи, то потолок выставочного зала совершенно неожиданно пронзает излучающая яркий голубой свет вытянутая абстрактная конструкция, выводящая зрительское восприятие за рамки считывания лишь сюжетов полотен.
Но все это - лишь первый слой их двухчастного проекта.
Помимо активного рассмотрения замкнутых в белом выставочном кубе произведений искусства, зрителю предлагается пройти через мастерскую художников, подняться на антресоль и посмотреть на обратную, "изнаночную" сторону выставки.
Этот доверительный жест обнажает архитектуру сконструированного художниками выставочного пространства - решетку поддерживающих фальш-потолок конструкций, скрываемые за белыми листами ДСП металлические стены НИИДАРа, проводку освещения и т.д.; позволяет "подглядеть" продолжение выставки - две яркие спортивные куртки - символ предметно-абстрактной живописи Малковой-Москвиной, масштабную световую инсталляцию - впечатляющий эксперимент Льва Никитина по выходу за рамки живописного медиума.
Таким образом, проект выходит за границы привычного понимания выставки и открывает принципиально новую оптику восприятия тотальной инсталляции как живого процесса бесконечного пересечения пространств публичного и индивидуального, архитектурного и живописного.
"Внутри нас живёт постоянное желание к целостности. И не дай бог, если одна/вторая нашего целого отделится и мы попадём туда где нас уже нет." - Лев Никитин, Виктория Малкова и Полина Москвина.