XII Премия Кандинского: от прошлого к будущему
Текст: Ария Ступина
Фотографии с сайта Премии Кандинского (Иван Новиков-Двинский (ММОМА ) и Григорий Пиксайкин)
До 17 ноября в здании Московского музея современного искусства на Петровке, 25 открыта экспозиция проектов, вошедших в лонг-лист, наиболее значимой награды в области искусства в России XII Премии Кандинского. Лучшие художественные работы, отобранные из сотен претендентов, представлены в трех номинациях: “Проект года”, “Молодой художник” и “Научная работа”. Лауреатов Премии объявят уже совсем скоро - 13 ноября.
В номинации “Проект года” выделены 15 работ. Лейтмотивом большинства из них стала тема памяти. Чувства и переживания, возникающие в моменты отпускания прошлого, сложны для принятия и часто даже отрицаемы. Современным художникам интересна тема осознания прошлого, без которого невозможно будущее. Александр Морозов и Хаим Сокол представили свои исследования мест, потерянных во времени. Голоса жителей заброшенной в 90-е годы деревни Акчим у Александра Морозова в проекте “Акчим. Координаты 60°28’35″ с.ш. 58°02’53″ в.д.” звучат как прощальные слова сказанные без надежды на встречу. Документы из архивов бумажной фабрики, которые собрал Хаим Сокол для проекта “Бумажная память” - как прощальные письма без обратного адреса. Александра Паперно воссоздала часть экспозиции своей выставки, прошедшей в декабре 2018 г. в Музее архитектуры им. А.В. Щусева “Любовь к себе среди руин” во флигеле по названием “Руина”, культивируя эстетику распада и тоски по “золотому веку”. Александр Бродский в проекте “Красная дорожка” приглашает пройтись по красной дорожке и погрузиться в медитативные воспоминания о тех, кто ушел навсегда. Полина Канис в своем перформансе “Процедура” поружает зрителя в состояние тревожного напряжения, делает акцент на чувстве отчуждения и неумения принять прошлое. Таус Махачева, сразу два проекта которой вошли в лонг-лист премии (“Байда” и “Дорогие Р., Р., К., С., М., А., С., С., К., И., Г., Л., А., А., Л., П., Г., И.,Д., Д., М., С., Б., О., Ф., Ф., Р., Д., М., Е., Л., И., Ф., Л., А., М., Т., К., К., Л., П., Ф., В., А., Л., Л.”), демонстрирует возможности перформативных практик в исследовании темы потери, потери близких людей, потери времени. А жизнеутверждающее видео с перформансом “Сад” Саши Пироговой, представленном на 57-й Венецианской Биеннале, помогает наконец-то выдохнуть и совершить переход. Преодолеть тягостность и инертность прошлого, выйти к свету и возродиться.
Вторая часть экспозиции посвящена будущему и альтернативной реальности. Видеоработа Дмитрия Венкова “Гимны Московии” предлагает посмотреть на столицу с новой стороны, превращая ее в солнечный город-призрак, плывущий в бескрайнем небе. В своем проекте “Психозойская эра” Павел Отдельнов поднимает экологические вопросы, создав вариант будущей эпохи, где человек оставил свой токсичные следы. Евгений Антуфьев, автор самой объемной инсталляции, отразившей три выставки, соединяет несоединимое, создавая в ироничной манере миры на стыке природы и искусства, легенд и фактов, реального и вымышленного. Дуэт МишМаш в работе “SuperJew. Слухи о Хидеоизме” показывает свое видение и философию в ирреальном и ярком мире, в котором царит предприимчивость и непосредственность, а их персонаж СуперДжо безуспешно пытается слиться с пейзажем. Арт-группа ПРОВМЫЗА через перформанс “Post-mortem сhronography” предлагают перейти в сверхсложное художественное вихревое поле, возникшее внутри музейных пространств. Отдельно стоит, и пространственно, и смыслово, проект-декорация “Не только про тебя” Ирины Кориной, где героя нет, а зритель приглашен на вечеринку мимолетности. Путешествия по новым мирам, созданным номинантами, требует от зрителя внутренней искренности и открытости в потоке вариантов.
Многие участники в номинации “Молодой художник” вторят "старшим" коллегам и также разрабатывают тему памяти и тех маркеров, которые эту память хранят для потомков. Евгений Антуфьев сделал инсталляцию “Бессмертие навсегда: комнаты Льва Тостого” с наибольшим флешбеком, выражая свой интерес к писателю Льву Толстому и его бессмертному наследию. Кирилл Глущенко в проекте “Венец” изучал устройство машины по производству “идеального” и его природу через призму 23-этажной гостиницы “Венец”, построенной в 1970 году и посвященной бессмертному вождю. Дмитрий Морозов в работе “12262” направил внимание на другое достижение периода конца СССР - Кольскую сверхглубоководную скважину. Воздвигнув свою инсталляцию непосредственно над шахтой в знак памяти и надежды на светлое будущее. Ян Гинзбург с проектом “Механический жук” рассматривает постсоветское состояние капитализма, в отсутствии биполярного деления мира, наделяя бессмертием обыденные предметы обстановки.
Другая половина номинантов осмысляет положение человека в современной среде. Ася Маракулина представила автобиографическую работу “Комната отдыха” - капсулу очень личных переживаний. Альбина Мохрякова в проекте “Каэгха” рассказывает историю маленького человека, основанную на реальных событиях, и смело выходящей за границы нашего мира. Кирилл Савченков в работе “Ch(K)ris(tin). Close Air Support” направляет свою пытливый взгляд на микроуровень- внутрь человека, раскрывая внутренние конфликты. Микро-арт-группа “Город Устинов” через микроскопические объекты предлагает самому зрителю стать творцом и создавать миры по крупицам, их проект называется “Частицы”.. Егор Крафт в работе “Ákkta” переопределяет понятие человеческого через использование искусственного интеллекта. И только лаконичная работа Тимофея Радя “Все это не сон” вызывает легкую улыбку и ощущения принятия всего так, как есть.
В номинации “Научная работа” Евгений Викторович Баранов представил книгу о творческом пути Эдуарда Штейнберга, которая является продолжением издательского проекта, приуроченного к его выставке в Московском музее современного искусства”Если в колодце живет вода...”. Андрей Леонидович Хлобыстин и Маргарита Тупицына негласно ведут вечный спор двух столиц о художественном контексте, проведя практически параллельные по времени исследования - осветив малоизвестные стороны независимой петербургской культуры второй половины ХХ века и историю нескольких поколений московских художников, прошедших через русский авангард, соцреализм и советское послевоенное искусство. Две другие работы - это концентрированный опыт авторов, которые непосредственно принимали участие в художественном процессе. Иосиф Бакштейн представил 37 статей и интервью с 1979 по 2011 год, а также архивные фотографии выставок, которые он курировал. А Игорь Поносов выразил свой оригинальный взгляд на феномен искусства в городской среде в первом печатном издании русскоязычного пространстве на данную тему. Спектр представленных работ очень разнообразен и освещает актуальные аспекты творческого пространства.
Анализируя экспозицию можно выделить несколько значимых моментов. В центре внимания большой части работ возникает тема памяти, переосмысления истории и отпускания прошлого. Художники с разных сторон подошли к ее исследованию. Каждый человек в разные периоды своей жизни сталкивается с необходимостью взаимодействия с чувствами утраты, тоски, печали, и сделать свой выбор как с ними поступить, что дает надвременную актуальность этой тематике. Видимо, именно она наибольшим образом наполняет современный культурный пласт. Подсвечивая потаенные уголки прошлого, своими работами, художники способствуют его принятию, освобождая место для новых свершений. Они становятся биографами, историками для целых поколений, отрываясь от своих личных историй и освещая пласты и процессы переживаемые в разных местах, но звучащие в общей тональности. И реализуют художники свои задачи в разнообразных художественных формах. Классическая станковая живопись явно уступила свои позиции практикам заставляющим зрителя наиболее глубоко сопереживать и включаться в идеи и замыслы артиста.
Выставка номинантов XII Премии Кандинского открыта в ММОМА (Петровка, 25) до 17 ноября, а имена лауреатов станут известны 13 ноября. Уже сейчас вы можете узнать, кто вошел в шорт-лист Премии.