Точка, Червь, Столпы и Геолокация: развитие современной скульптуры Краснодаре
За минувшие полтора года в Краснодаре появилось четыре городских скульптуры в духе contemporary art. В этом смысле Краснодар даже опережает Москву. Три из них установлены при содействии мэрии города, еще одна – результат частной инициативы. Корреспондент ART Узла решила проследить, что произошло с объектами после их установки.
Текст: Дарья Тоцкая
Все началось со встречи мэра города с представителями краснодарского центра современного искусства «Типография». Властям представили 14 эскизов, отобранных из 100 заявок в ходе открытого конкурса. Затем к отбору подключилась экспертная комиссия, в состав которой вошли руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова. По итогам выбрали 3 работы, которым предстояло воплотиться в жизнь за счет спонсорских средств.
Первая скульптура была установлена 27 октября 2018 года в Чистяковской роще с видом на Завод измерительных приборов, в который годом позже переехала сама «Типография». «Draped Data» — призведение Владимира Омутова, выпускника худграфа Кубанского государственного университета, в настоящий момент живущего и работающего в Москве.
Владимир Омутов, "Draped Data", фото: fotoload.ru
Труднопереводимое название не пришлось по вкусу горожанам, и они почти сразу присвоили скульптуре другое, народное имя — Червяк. За минувший год объект претерпел нападки общественников, а также нарекания за несоразмерность в отношении окружающего пейзажа. Но все это не отменяет того факта, что «Draped Data» вписала себя в историю Краснодара как первая городская скульптура в стиле contemporary art.
Владимир Омутов, "Draped Data", источник фото
27 февраля в Вишняковском сквере открыли вторую скульптуру – «Столпы» краснодарца Дмитрия Линского, дважды номинанта премии Кандинского и лауреата государственной премии «Инновация». В качестве объекта был установлен 21 белоснежный столб высотой 4 метра. Все это весьма напоминало березы, только вместо черных отметин обозначились силуэты балалаек, матрешек, ракет, самолетов. И бутылок. Именно затесавшиеся в неофициальную российскую символику бутылки послужили поводом для упреков автору: мол, не любит свою страну. Кроме того, минималистичный характер объекта вступил в противоречие с региональным представлением о красоте.
Дмитрий Линский, "Столпы", фото: vkluchigorod.ru
За минувший год «Столпы» по-народному переименовались в Столбы и стали частым фоном для свадебных фотографий. Кроме того, на них покушалась местная концептуальная группировка «Едодой». В первый раз – еще в ночь перед официальным открытием, тогда они всего лишь написали свое название на соседнем дереве. 9 августа кто-то дополнил скульптуру бумажными волками собственного сочинения, а также преобразил окружающие лавочки, сделав их похожими на гробы. Скандал освещала местная пресса, а Линский рассказывал журналистам, что такой арт-диалог его ничуть не смущает, а волки даже нравятся. Представили «Едодоя» привычно ограничились концептуальным комментарием с упоминанием православных экзорцистов в трамвайном тоннеле.
Волки группировки "Едодой" на "Столпах" Дмитрия Линского, фото: МВД Краснодарского края
Завершающей скульптурой в триаде стала «Точка» краснодарского художника, ювелира, скульптора Михаила Смаглюка, владельца галереи «Глюк». Он единственный из всех авторов представил эскиз в металле. И признается, что очень хотел, чтобы объект был установлен у реки.
Эскиз скульптуры "Точка", Михаил Смаглюк, фото: colta.ru
Так и случилось, 18 мая «Точка» очутилась на берегу реки Кубань в Юбилейном микрорайоне, в сквере 80-летия Краснодарского края. Трехметровая круглая скульптура установлена на открытом пространстве и словно парит в воздухе. А еще она имеет любопытную деталь: зеркальные элементы при приближении отражают самого зрителя, и каждый может увидеть себя в «Точке». Народному переименованию она не подверглась и стала символом района.
Дмитрий Линский, Михаил Смаглюк и Владимир Омутов на фоне скульптуры "Точка", фото: yuga.ru
Уже после к украшению городской среды современной скульптурой подключился Сергей Галицкий, бывший владелец сети «Магнит». Новый объект прописался в построенном им парке «Краснодар», который горожане именуют парком Галицкого. Кстати, сам парк был награжден международной премией Urban Parks Awards в прошлом году. Однако, масштабной ландшафтной композиции не хватало скульптур, и Галицкий, наконец, сдался. Так в парке появилась работа арт-группы Recycle под названием «Геолокация». В составе группы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, которые успели получить премию Кандинского и поучаствовать в Венецианской биеннале. Итак, «Геолокация», изготовленная в форме одноименного символа, стала в прямом смысле отражением пейзажа. Скульптура содержит барельеф с изображением окружающей ее местности, и хотя некоторые сетуют на его невнятность, «Геолокация» остается одним из любимых объектов у краснодарцев. Еще бы, ведь установлена она прямо в воде искусственного источника.
Группа Recycle, "Геолокация", фото: Дарья Тоцкая/ART Узел
Но и это еще не все, в парке «Краснодар» приступили к монтажу второй скульптуры авторства Recycle, которую обещают открыть осенью этого года. Что правда, фотографии уже просочились в сеть, это масштабная барельефная композиция из пластиковой сетки под названием «Искусственная среда». Авторы дали комментарии по сюжету: по задумке, человек загружает данные на сервер, а искусственный интеллект делает своего создателя частью нового мира.
Группа Recycle, «Искусственная среда»