План такой – «Цой. Не кончится лето»

Виктор Цой. Музыкант, лидер рок-группы «Кино», автор песен, кочегар, актер и…художник. 5 августа в галерее искусств KGallery состоялось открытие выставки «Цой. Не кончится лето», кураторами которой выступили Дмитрий Мишенин из арт-группы Doping Pong и команда галереи. На выставке представлены графика, живопись, полароиды и личные вещи Виктора из коллекции Наталии Разлоговой, которые ранее нигде не выставлялись. 

Текст и фото: Ксения Квашнина

Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года. Если выйти из ст. м. «Парк Победы» и повернуть налево, вы увидите «дом со шпилем» - именно здесь провел детство будущий кумир разных поколений. Художественные способности у Виктора проявились рано: он любил рисовать, занимался лепкой и резьбой по дереву. Цой учился в художественной школе и даже поступил в ЛХУ им. В.А. Серова. Однако изобразительное искусство уступило передовые позиции увлечению музыкой. 

Музыка была тем, чем на тот момент не могла стать живопись, – глотком свободы, возможностью почувствовать себя вне рамок, создать собственную эстетику. Виктор Цой стремился раскрасить как свою, так и чужую действительность яркими красками. Вначале его инструментами служили слова, а впоследствии – акрил и подручные средства (клеенки, пакеты). Цой обладал удивительной способность переосмыслять привычные вещи, предметы обихода. Он наделял их жизнью, возможно, отдавая частицу себя.

  

Зеркало Виктора Цоя и куртка с авторской росписью 1988 года. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Виктору Цою повезло с окружением. Георгий Гурьянов был не только идейным вдохновителем, барабанщиком, но и художником (с 1993 г. – почетный профессор Новой Академии изящных искусств в Санкт-Петербурге). В 1980-е годы Цой познакомился с Джоанной Стингрей, певицей и популяризатором советского рока в США. Именно Джоанна подарила Виктору легендарную банку супа «Campbell», подписанную лично Энди Уорхолом, а впоследствии привозила акриловые краски. В 1987 году на съемках фильма «Асса» Виктор Цой встретил Наталию Разлогову, которая стала близким другом и возлюбленной музыканта. 

Виктор Цой. Балкон. 1990 г.Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

С 1987 по 1990 гг. изобразительное искусство стало неотъемлемой частью творческого пути Виктора Цоя. Доминирующие темы его работ – движение и человек. Движением «пронизан» практически каждый сюжет: от ироничных зарисовок в стиле комиксов до автомобилей, высокотехнологичных самолетов и неспящих мегаполисов. Человек, будучи линейным, смешным и угловатым, эволюционирует в темный призрачный силуэт и даже античную статую. 

Серия работ (пластик, упаковочный материал, акрил), 1988 г.Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Виктор Цой. Мегаполис. 1990 г.Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

 

Виктор Цой. Новый мир. 1990 г. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Картины Цоя магически связаны с его песнями. «Спокойная ночь» ассоциируется с черными домами, яркими глазницами окон и синим звездным небом («Ночь», 1987 г.). Слова песни «Следи за собой» вторят картинам «Дорога» (1989 г.) и «Самолет» (1990 г.). Что это: визионерский опыт или попытка вырваться за границы серых будней в иной мир? Возможно, именно туда Виктор Цой вербально направлял нас в строке: «Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив»? Решение остается за вами.

Виктор Цой. Дорога. 1990 г. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Выставка «Цой. Не кончится лето» проходит в галерее искусств KGallery с 5 августа по 13 сентября 2020 г. Вход осуществляется по электронным билетам. Детали – на официальном сайте галереи

«Цой. Не кончится лето»