ET IN ARCADIA EGO

Центр Творческих Индустрий ФАБРИКА | c 20.10.2013 по 20.11.2013

Выставка реагирует на тенденцию арт жизни последних лет. С одной стороны очевидна ностальгия по Большому стилю – топосам великих утопий (Ренессанс, Барокко, вплоть до утопий советского времени). С другой стороны, личность терзающегося художника всегда с этими вопросами соотносится конфликтно – его присутствие, диалог с ними ставит под сомнение цельность и ясность, гармонию Большого Стиля как такового. Ситуация в принципе отсылает к эпохе шестнадцати векового маньеризма – времени, когда гармоничная картина мира исказилась (но не исчезла совсем, деформировалась, как в кривом зеркале) из-за катастрофического самоощущения людей, растерянных перед руинами казавшихся нерушимыми догматов. Уместно вспомнить изречение известного историка искусства Макса Дворжака: «Когда мировое здание, каковым и было мировоззрение позднего средневековья, Ренессанса и Реформации, рушится, возникают руины. Художники, как равным образом и всегда слишком многие во всех духовных областях, теряли поддержку всеобщих максим, за которые могли уцепиться их усердие, их тщеславные цели и их маленькие затеи. И мы стоим перед зрелищем исключительного замешательства, и в пестрой смеси старого и нового, в различных направлениях философы, литераторы, ученые и политики и в не меньшей степени художники ищут новые опоры и цели; художники, к примеру, в виртуозной артистичности или в новых формальных абстракциях, сгустившихся в академические учения и теории».

Не правда ли, фигура времени вполне соотносится с тем, что мы имеем сегодня? Эта ситуация чувства ностальгии, даже обязательно сопричастности Большой Культуре, одновременно невозможности возвратиться в нее, принять бесконфликтно и гармонично, - может быть описана фразой эпохи барокко Et in Arcadia ego («И я в Аркадии»). Имеется в виду, что смерть пребывает даже в области, с которой традиционно соотносят золотой век человечества. Вестником смуты и тревоги может быть не только смерть, но и маска шута, его колпак. Не случайно, на одной из гравюр Джанбаттиста Тьеполо аркадские пастухи встречают гробницу, в которой покоится герой комедии дель арте Пульчинелла. Своим присутствием он ниспровергает догматичное приятие какого-либо (очередного) золотого века искусства, заставляет относиться к нему критически, согласно заповеди «не сотвори себе кумира». Потому смеховая инверсия темы «И я был в Аркадии» тоже входит в конструкцию выставки. Путь по ней подобен блужданию по лабиринту, который и станет главной фигурой выставки, наряду с атрибутами натюрмортов vanitas.

Художники: Андрей Филиппов, Никита Алексеев, Александр Пономарев, Егор Кошелев, Ростан Тавасиев, Влад Кульков, Никола Овчинников, Тимофей Караффа-Корбут

Куратор: Сергей Хачатуров

Открытие: 20 октября в 19.00

Дата проведения: 20 октября 2013 — 20 ноября 2013

Адрес: Центр Творческих Индустрий ФАБРИКА. Москва, Переведеновский переулок, 18

Егор Кошелев "Труд и отдых"