Итоги премии The Art Newspaper Russia
Вчера, 16 марта, в московском Манеже прошла IX церемония вручения Ежегодной премии The Art Newspaper Russia. Приз, скульптуру художника Сергея Шеховцова в виде скрещенного Биг-Бена и Спасской башни, вручали победителям в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Подробности — в репортаже главного редактора ART Узла Надежды Лисовской.
Фото: пресс-служба The Art Newspaper Russia
Церемония вручения премий The Art Newspaper Russia отличается довольно витиеватым дресс-кодом. В прошлом году был заявлен «glamorous white», а в этом и вовсе «all shades of red». Проведенному экспресс-опросу деятелей искусства, у большинства из них из красного в гардеробе присутствует только пижама, однако в целом арт-сообщество действительно блистало оттенками кумача. К слову, несмотря на заявленные организаторами ограничения и “сокращение числа гостей вдвое”, оставшаяся счастливая половина была настолько многочисленна, что в зале не было ни одного свободного места. Впрочем, все знают, что деятелей культуры прививали от COVID-19 одними из первых, а на входе раздавали красивые маски с вышитой символикой премии.
Фото: Надежда Лисовская
Церемонию открыли издатель газеты и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова, главный редактор Милена Орлова и директор Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский. В своих речах спикеры рассуждали о том, что, хотя 2020 год был безусловно трудный, но тем не менее мы выжили, выкрутились и, как видите, собрались все здесь (такие красивые и в красном). Александр Кибовский отметил, что несмотря на все ограничения и полугодовой культурный локдаун, в Москве в прошлом году прошло более 1900 выставок.
Фото: пресс-служба The Art Newspaper Russia
Первой вручалась премия в номинации «КНИГА ГОДА». Ее получила Наталия Семенова за серию книг о коллекционерах: «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?», «Илья Остроухов. Гениальный дилетант». Со сцены зачитывались отрывки из этих книг, действительно очень интересные, стоит почитать.
Владимир Познер вручает награду Наталье Семеновой. Фото: пресс-служба The Art Newspaper Russia
В номинации «РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА» победил проект реконструкции Северного речного вокзала с формулировкой “За феноменально быстрое и бережное восстановление выдающегося архитектурного ансамбля и возвращение ему прежних функций”. Вручавший премию художник и архитектор Евгений Асс в своей речи просил не называть здание “памятником сталинского ампира” чтобы даже на словах избегать романтизации той эпохи.
Евгений Асс вручает награду команде Северного Речного вокзала. Фото: пресс-служба The Art Newspaper Russia
Все ожидали, что в номинации «ЛИЧНЫЙ ВКЛАД» победит Максим Боксер за создание группы “Шар и Крест”, но ошиблись. Премия была вручена Анатолию и Ирине Седых, основателям фестиваля «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области. Проект, затеянный для того, чтобы “отвлечь местных подростков от дурных привычек”, за 10 лет действительно перерос в событие если не мирового, то всероссийского уровня. Чего только стоит приезд в Выксу из Парижа знаменитого художника Эрика Булатова, создавшего там самое большое в своей жизни произведение — гигантскую роспись «Стой — иди. Амбар в Нормандии» площадью 2,5 тыс. кв. м. Помимо этого в Выксе есть работы Алексея Луки (Luka), Миши Моста, Жени Оззик (0331с), Славы ПТРК, Тимофея Ради.
Ирина и Анатолий Седых и Милена Орлова. Фото: пресс-служба The Art Newspaper Russia
«МУЗЕЕМ ГОДА» стал Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге, обойдя Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» в Подмосковье и музейный квартал в Туле. Среди громких проектов последних пары лет, показанных в Манеже: ретроспектива группы AES+F, «Дейнека/Самохвалов», «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», слегка скандальная «Немосква не за горами» и первая в России выставка корейского художника Ли Бул. На церемонии показывали работу группы AES+F, сопровождающуюся оперным пением. Очень красиво, хотя за Тулу с ее музейным кварталом немного обидно.
Павел Пригара и Ксения Раппоорт. Фото: пресс-служба The Art Newspaper Russia
За приз «ВЫСТАВКА ГОДА» боролись «Чжан Хуань. В пепле истории» в Эрмитаже, «Ненавсегда. 1968–1985» в Третьяковке и «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» в «Гараже». Победили “Белые сны” под кураторством Екатерины Иноземцевой и Андрея Мизиано. После вручения статуэтки показали зрелищный перфоманс с кружащимися дервишами, который и завершил вечер.
Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано. Фото: пресс-служба The Art Newspaper Russia
Подробнее о лауреатах премии можно почитать на сайте The Art Newspaper Russia.
Фото: пресс-служба The Art Newspaper Russia