Наше AVOS’ не с дуба сорвалось
Групповая выставка лэнд-арт и кинетических объектов A V O S’ открылась на днях на 58 километре Калужского шоссе. Звучит как довольно далеко, но на самом деле это тоже Москва, и если вы такой же экономный нищеброд, как наш главный редактор, то вполне можете добраться на лихой маршрутке, потратив час времени и 80 рублей капиталов. По обилию впечатлений проект тянет и на более серьезные суммы.
Текст и фото: Надежда Лисовская
Традиционные для ART.Boloto яйца с глазами. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Внимательно глядя на яндекс-карту дабы не пропустить остановку с уютным названием “58 километр. Сады-огороды”, узнаем, что местная речка, протекающая через искомую локацию — парк-отель Белые Аллеи, носит названия Моча. Уважаем честную топонимику.
Наталия Водопьянова, вид сзади. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Дорога до отеля и вправду засажена березами и в полной мере может считаться аллеей и уж определенно белой. В конце пути гостей приветливо встречает забор с закрытыми на кодовый замок воротами. Поскольку о таких трудностях никто не предупреждал, то самое время начинать надеяться на авось и перебирать заклинания от “Сезам, откройся” до “Алохомора”. Какое-то из них сработало и ворота открылись. Дальше немного бродим по территории, спрашивая себя и довольно чумазую, но милую собачку: “а где все?”, и находим.
Лиля Ким рассказывает о работе "Кокон". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Организаторы, творческое объединение ART.Boloto, к вопросу дресс-кода подошли ответственно, назвав его “neo-деревня”. В итоге пестрая толпа художников напоминала что-то средние между Вудстоком а-ля рус и Иваном Купалой Burning man стайл. Нарядно, одним словом. Особенно элегантно любой образ дополняют резиновые сапоги, крайне уместные в условиях прошедшего с утра дождя.
Открытие выставки AVOS'. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Если усилием воли оторвать взгляд от бокалов с шампанским и перевести его несколько выше, то можно наблюдать и настоящее болото (ту самую речку Моча, очевидно). Более того, болото откровенно пялилось в ответ. Это работа Павла Зуданова с неожиданным названием “Глаза”. Если спросить у Павла как он их, глаза, туда вообще допер, то можно выслушать увлекательное повествование, сколько раз и где именно Павел упал, насколько глубоко на дно водоема ушли уроненные очки и как свежа и высока уродилась крапива на склоне оврага.
Павел Зуданов, "Глаза". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Павел вообще производит впечатление человека, не то что не боящегося трудностей, но, напротив, делающего все возможное чтобы их себе обеспечить. Например, для монтажа произведения “Нити” — гигантских надувных фигур, выполненных в стилистике народных карельских вышивок, ему нужно было поставить какое-то безумное число люверсов, а пока все пили шампанское под дискуссию, как художнику поднять деньжат, Павел в одиночестве рисовал писающего мальчика.
Павел Зуданов и "Писающий мальчик" (work in progress). Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Но кураторская экскурсия Василисы Лебедевой и Ольги Тумановой начинается не с Павла, а с рассказа о том, что выставка — результат open call, на котором художникам предлагалось поосмыслять исконное слово “Авось”, аналога которого так и не смогли подобрать ни в одном из известных европейских языков. В экспозиции под открытым небом работы 27 художников, часть из которых предыдущие 3 дня прожили в арт-резиденции, создавая произведения в непосредственно ландшафте, совершая санкционированные набеги на склады отеля.
Василиса Лебедева, дрова и фуршет. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Яркий пример расхищения кладовых — скульптура "Кокон" Лили Ким, собранная из удачных находок. Из рассказа автора я узнала, что не все гусеницы входят в стадию имаго и превращаются в бабочек. Бывают просто СТАРЫЕ ГУСЕНИЦЫ. Эта информация поразила настолько, что захотелось выделить ее капслоком. Живу теперь с этим. И вы живите.
Лиля Ким, "Кокон". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Кстати о гусеницах, узрела подозрительно знакомых красных червяков, которых уже явно где-то видела. Оказывается, они как бы начинаются в Галерее на Нагорной, а заканчиваются как бы здесь. Это работа Наталии Водопьяновой "Lumbricidae magicis (магические черви)". Фото этой работы у меня почему-то нет, зато есть фото другой — гробика Буратино — оммажа к недавней выставке Макаревича и Елагиной в ММОМА.
Наталия Водопьянова, "Recycling". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Прекрасен рассказ о том, как заказанный в Санкт-Петербурге гробик посылал Наташе сообщения о своем нахождении, заставляя вспомнить прекрасную детскую страшилку “Гроб на колесиках уже в твоем городе, девочка. Гроб на колесиках уже в на твоей улице”. К слову, сама Наталия была в умопомрачительной короне из перцев.
Корона Наташи Водопьяновой на фоне работы Алены Троицкой "... Можно в Африку прийти". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Проект Полины Родригеc напрямую питается напряжением русской земли и содержит много прикольных штук. Например, маску для дыхания. По мнению Полины, в будущем у каждого человека будет растение-компаньон, которое будет вырабатывать индивидуальный кислород. Но абы кому полезный газ растение выдавать не будет — с ним нужно будет сначала подружиться.
Автор: Полина Родригес. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Не знаю по какой логике, но тему дружбы в моей голове логически продолжает левитирующий "La gopnique" Нади Петровой — произведение не только зрелищное, но и трудоемкое. Вопреки впечатлению, что это сделано каким-нибудь там роботом, Надя связала его руками, вернее крючком. Заезжавшая накануне в гости к художникам Ирина Кулик, нашла в фигуре аналогии с Буддой. Так возникло новое религиозное течение гоп-буддизм.
Надя Петрова, "La gopnique". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Другой трудоемкой работой были «Такие Новые Стройки» Ольги Паль. Проект о том, что каждый год в полях Подмосковья подрастает не только урожай луговых трав, но и районы многоэтажных новостроек. Керамические (да, это керамика!) домики очень интересно разглядывать, так как они покрыты забавными надписями, как бы озвучивающими мысли девелоперов: “Кривовато, но сроки поджимают”, “Лишние окна — лишние теплопотери”, “Поярче покрасим!”. Говорят, что объект светится в темное время суток, но в темное время суток на совсем другом краю поляны раздавали еду и вино. Тут уж вопрос приоритетов.
Ольга Паль, «Такие Новые Стройки». Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Ольга Паль, «Такие Новые Стройки». Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Инсталляция Полины Хорошиловой «Земля кормящая», в целом, в пояснениях не нуждается.
Полина Хорошилова, «Земля кормящая». Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
А вот интерактивный объект группы Pomidor (Полина Егорушкина и Мария Саркисянц) "МАМОЧКА ЛУЧШЕ ЗНАЕТ" призван избавить вас от мук выбора да и вообще любого стресса. Просто задайте внутренне вопрос, возьмите яйцо, откройте и получите готовый ответ от Паучихи-решатора. Самый, видимо, правильный вопрос задала одна юная девочка, обнаружившая в яйце не абстрактный совет, а вполне реальные 50 рублей. Дети умеют правильно мыслить.
Группа Pomidor , "МАМОЧКА ЛУЧШЕ ЗНАЕТ". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
При рассказе Михаила Ситникова о своей работе предусмотрительные мамы увели своих чад. Трехметровое произведение HOPE (в смысле “Надежда”) о том, что когда мир накрывается этим самым, то, по мнению Миши, в этом есть повод для оптимизма. Двухметровый Миша у нас вообще оптимист.
Михаил Ситников, HOPE. Фото: Михаил Ситников
Скульптура Михаила Ситникова и главный редактор ART Узла Надежда Лисовская для масштаба. Фото: Михаил Ситников
Тот факт, что на прошлой выставке ART.Bolota “Прогноз погоды” очень зрелищно сжигали гроб, давал надежду на продолжение фаер-шоу. Заглядывала в глаза кураторам — “а это будем сжигать? Нет? А это?”. И, методом перебора, все же нашла объекты, обреченные на огненное погребение, и даже немного расстроилась — настолько милыми были куколки-обереги. В целом, всем было жалко сжигать таких хорошеньких, кроме непосредственно автора — Натальи Горбуновой.
Наталья Горбунова, "Обереги". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Но перфоманс «Локус контроль» вышел действительно очень красивым.
Перфоманс «Локус контроль» Натальи Горбуновой. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Одну куколку, кстати, спасла Алена Троицкая, ссылаясь на многодетность и “дочка очень просила”. Я задумалась, не пора ли мне завести вымышленных детей.
Перфоманс «Локус контроль» Натальи Горбуновой. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
У самой Алены было чуть ли не больше всех произведений — и облака, и секретики (кстати, наступила в один из них не я, что удивительно), и знак, обещающий путешествие в Африку, и еще несколько объектов.
Алена Троицкая с "Пластиковыми облаками". Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
В какой-то момент кураторской экскурсии вдруг появилась Галина Колбасова с дарматичной связкой черных шариков. Она сообщила, что это “Предчувствия” и в конце вечера мы будем от них избавляться путем лопанья. И не обманула, собственно.
Галина Колбасова и "Предчувствия"& Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Еще все желающие могли поучаствовать в создании коллективного граффити, а потом выяснилось, что к стене были заранее приклеены кокошники. В итоге вышел двойной профит — на стене появилось название выставки, а у присутствующих — по модному аксессуару.
Арт-кокошник. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Ну и в завершение отвечу на вопрос, который всегда всех интересует, но как-то неловко спрашивать — да, кормили и наливали хорошо. И, как, впрочем, и на всех выставках ART.Bolota, эстетически привлекательно.
Фуршет AVOS'. Фото: Надежда Лисовская/ART Узел
Конечно, объектов и художников было гораздо больше. Почитать все концепции можно на сайте, а посмотреть картинки — в инстаграме.
Выставка работает до 17 июня на территории Парк-отеля «Белые Аллеи».