6-я Уральская индустриальная биеннале: первые объекты программы арт-резиденций и спецпроектов
17-18 июля стартовали первые поездки программы индустриальных арт-маршрутов биеннале в Сатку и Кыштым, приуроченные к открытию трех художественных проектов: спецпроекта Василия Кононова-Гредина «Сад камней» в Берёзовском карьере и мурала «Рекультивация» Андрея Оленева на фасаде цеха Магнезита в Сатке, а также скульптуры «Дразнилка» Ивана Горшкова в русле реки Кыштымка в городе Кыштым. 25 июля откроется маршрут в поселок Черноисточинск Свердловской области, всего в июле-октябре 2021 года планируется 25 маршрутов в 8 городов и поселков Урала, участников программы арт-резиденций и спецпроектов: Асбест, Нижний Тагил, Полевской, Сысерть, Черноисточинск Свердловской области и Кыштым, Сатка, Сокол Челябинской области. Общая протяженность составит около 7 тысяч км.
Василий Кононов-Гредин, «Сад камней», Инсталляция, нержавеющая сталь, размеры варьируются, 2021 Березовский карьер, Челябинская обл., г. Сатка, Специальный проект 6-ой Уральской индустриальной биеннале
Масштабная инсталляция «Сад камней» Василия Кононова-Гредина состоит из 250 зеркал, установленных на уступах и стенах Березовского карьера города Сатка общей площадью 264 000 кв. м. Полезные ископаемые в земной коре лежат на разных глубинах и горизонтах, добыча минералов происходит с помощью взрывных работ, поэтому каждый карьер имеет свой уникальный ландшафт. С 1980 года в Березовском карьере происходила добыча магнезита для производства огнеупорных кирпичей, а в конце прошлого года, спустя 40 лет, добыча минерала была прекращена - были остановлены насосы, откачивающие воду со дна карьера, и теперь карьер медленно заполняется водой. Вскоре не останется следов производства и только большое бирюзовое озеро будет напоминать о том, что здесь когда-то велась добыча полезного минерала. Зеркала инсталляции Кононова-Гредина настроены таким образом, чтобы отражать солнечный свет на стены карьера, находящиеся в тени, и на воду. Искусственность ландшафта, его созерцание через зеркала и преломленный свет создают пространство, подобное японскому саду камней.
Василий Кононов-Гредин «Сад камней» 2021 Инсталляция в карьере, нержавеющая сталь, размеры варьируются, Специальный проект 6-ой Уральской индустриальной биеннале
Инсталляция позволяет зрителю вступить во взаимодействие с теми местами карьера, которые были скрыты и изменить привычные точки зрения на его ландшафт - через зеркала и отражения карьер воспринимается по-новому. Но очевидно, что новая форма восприятия искусственного ландшафта невозможна без присутствия и рефлексии человека. Космос отражается в человеке, а через зеркальную инсталляцию мы видим, как человеческий мир отражается в карьере. Карьер будет затоплен и вместе с инсталляцией уйдет под воду, таким образом зрители в момент созидания произведения становятся свидетелями его исчезновения. Постепенное затопление карьера будет отнимать у зрителя все больше зеркал, а полное затопление приведет к невозможности видеть отражение, к отсутствию наблюдателя и, соответственно, отсутствию рефлексии.
Андрей Оленев, Рекультивация, 2021, мурал, 4 600 кв м Саткинская Производственная Площадка Группы Магнезит, Челябинская обл., г. Сатка, ул. Солнечная, 34
Работа «Рекультивация» Андрея Оленева площадью 4600 кв м, созданная в рамках программы арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства при поддержке фонда «Собрание» и Группы Магнезит, расположена на фасаде здания высокотемпературных шахтных печей департамента по производству порошков и стала одним из крупнейших муралов в России. На создание работы ушло 20 дней.
Андрей Оленев, Рекультивация, 2021, мурал, 4 600 кв м Саткинская Производственная Площадка Группы Магнезит, Челябинская обл., г. Сатка, ул. Солнечная, 34
Оленев, резидент программы 6-й Уральской индустриальной биеннале, во время своей резиденции в Сатке посещал карьеры, производственные цехи, общался с сотрудниками предприятия «Магнезит» и в результате создал собирательный образ работника. Ее смысловой центр — руки, оберегающие побег растения. Мы не видим лицо человека; герой не помещается в рамке композиции. Такой прием Оленев постоянно использует в своих произведениях. Обезличенность персонажа говорит о том, что ответственность за растение не лежит на конкретной личности — она общая. Мурал находится в диалоге не только с мыслями и переживаниями жителей Сатки, но и с традицией советской монументальной живописи, которая представляла героические образы строительства нового мира и рабочего, которому все по плечу. Но в современном контексте Оленев трактует труд не как подвиг отдельных героев, а как ежедневную заботу каждого заводчанина об окружающей среде и доме, в котором он живет. Изображения серых камней — магнезита — прорезаны окнами, и как будто содержимое печей выходит наружу, метафорически передавая тепло городу, ведь именно магнезит является минералом, дающим городу жизнь.
Иван Горшков, «Дразнилка», Металл, искусственный камень, размеры варьируются, 2021 Проект программы арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства
В основе сюжета работы «Дразнилка», созданной в Кыштыме Иваном Горшковым, лежит заводской процесс, о котором художник узнал во время своей резиденции. На предприятии сохранился уникальный медеплавильный цех 1913 года постройки, в котором в прошлом веке применялись берёзовые «дразнилки». Дразнение – металлургический термин, имеющий отношение к производству многих металлов. Центральным образом арт-объекта стало березовое бревно, с помощью которого с давних пор восстанавливали медь из расплава. В процессе дразнения происходит удаление газов и восстановление оксидов до металла путем погружения древесины в расплав. При этом в результате химической реакции расплавленный металл начинает бурлить, что напоминает фырканье или рык зверя – отсюда и название процесса. Бревно длиной около 5 метров выполнено из искусственного камня с накладками, имитирующими пятна на стволе березы. Его держит рабочий, выполненный в духе пластики советского авангарда, мощный и стилизованный. При подготовке своей работы Горшков вдохновлялся эстетикой «Окон РОСТА» — раннесоветских агитационных плакатов, в создании которых принимали участие многие представители русского авангарда, в частности Владимир Маяковский, чьи лозунги сообщали мощный импульс социальному движению. В фигуре рабочего читается и отсылка к динамическим скульптурам итальянского футуриста Умберто Боччони. Одновременно с русским авангардом итальянский футуризм отразил в искусстве стремительное развитие промышленности и ускорение динамики технологизированной жизни. Скульптура располагается в реке Кыштымка - вода добавляет сюжету драматургии, создавая образ упорства и стойкости, эффект сопротивления течению, покорения стихии, которой в металлургии являются огонь и жидкий горячий металл. История города, промышленности, человеческая и природная стихия региона справляются в единой образ, отдающий дань традиции, истории и памяти.
Иван Горшков, «Дразнилка», Металл, искусственный камень, размеры варьируются, 2021 Проект программы арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства
Иван Горшков (р.1986) — художник, скульптор, соучредитель Воронежского центра современного искусства, организатор школы для молодых художников и проекта «Шоу всего». Горшков является «Художником года» ярмарки Cosmoscow 2017 года, стипендиатом программы поддержки молодых художников Музея современного искусства «Гараж», лауреатом премии «Инновация 2020». Eго работы хранятся в музейных коллекция Новой Третьяковки и в Московском музее современного искусства. В своем творчестве Иван Горшков переосмысляет традиционный художественные средства — живопись и скульптуру — в смелом ключе. Сочетая различные материалы, текстуры и визуальные языки, художник создает причудливые, склонные к трансформации образы. Смелое смещение границ открывает новые эстетические возможности. Динамические формы, рожденные в результате, балансируют на грани между фигуративным и абстрактным искусством.
Василий Кононов-Гредин (р.1990) — окончил Вятское художественное училище, учится в институте современного искусства «БАЗА». Лауреат грантовой программы Музея «Гараж» для молодых художников, работающих в сфере актуального искусства (2019/2020). В своих работах обращается к большим формам, пространству тотальной инсталляции. Работает со скульптурой, видео, объектами, живописью, запахами, звуком. Сочетая различные медиа, работает с тем, чтобы воздействие на зрителя было всестороннее. В произведениях внимание художника направлено на концептуальность замысла, монументальность, красоту и цельность формы.
Андрей Оленев (р.1993) — художник из Нижнего Новгорода, участник неформального художественного объединения Muddlehood и сооснователь нижегородской галереи «Толк», поддерживающей уличных художников с 2014 года. Участник художественных выставок, фестивалей и проектов уличного искусства в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других городах России. От других стрит-артистов Оленева отличает сложная живописная техника. Он продумывает композиции до мельчайших деталей, использует технику лессировок, предпочитает сдержанную цветовую гамму и увлечен аллегорическими сюжетами — это роднит его искусство с классической живописью. В своих сюжетах художник отталкивается от города, окружающей среды. Для него важно внимание к истории того места, в котором он создает свои настенные росписи — муралы.
Арт-резиденции биеннале — стратегическая программа Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая нацелена на сотрудничество художников с действующими заводами и промышленными площадками малых и средних городов. Этим уральские арт-резиденции принципиально отличаются от многих других в мировой практике: авторы получают возможность непосредственного погружения в специфику региона, с его особенностями, мифами и образом жизни. Куратор программы арт-резиденций Владимир Селезнёв — современный российский художник и куратор. В своих кураторских и художественных проектах активно работает с темой памяти места, локальностью и региональной идентичностью. Как куратор часто привлекает к сотрудничеству непрофессиональных художников или людей, которые художниками не являются. Основные техники: живопись, инсталляция, видео-арт. Лауреат всероссийской премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» и Премии имени Сергея Курехина в номинации «Кураторский проект» (2019). Произведения находятся в коллекции Нижнетагильского музея изобразительного искусства, ГЦСИ г. Москва, Музея современного искусства ПЕРММ, Штадтгеллери г. Киль (Германия). Продюсер программы арт-резиденций и куратор маршрутов биеннале Анна Акимова — автор проектов, связанных с локальной идентичностью и развитием туризма, куратор платформы «Лаборатория индустриальности» в рамках проекта «Индустриальность и культура» (2019-2020), куратор проекта «Ночь заводов» (2020).