Орёл в «Красном саду»: интервью с Андреем Филипповым
ГУМ в партнерстве с фестивалем «Архстояние» представляет новый фестиваль ГУМ-Red-Line c выставкой российского паблик-арта «Красный сад», объединившей современных российских художников, работающих в различных направлениях современного искусства. Мы поговорили с Андреем Филипповым, чья работа «Гномон» - орел в виде солнечных часов – представляет на выставке московскую концептуальную школу.
текст: Лена Балакирева
Андрей Филиппов. фото: Лена Балакирева
В одном из интервью вы говорили, что нашли в образе орла некую универсальность и не собираетесь от него отказываться, а сейчас как? Образ орла на Красной площади - апофеоз работы с этим символом или это ни на что не влияет?
Это лестно конечно, что на Красной площади, подобное не всегда удается, здесь так фортуна повернулась, и это приятно. Но не могу сказать, что я на этом ставлю точку с такими работами, потому что я либо делаю объекты-инсталляции, либо пишу картинки, а картинки для меня, скорее, как некие эскизы. То есть я к ним полноценно отношусь, но это больше размышления, дневниковые записи. Мне очень важна работа с текстом, с изображением, это очень в традиции московского концептуализма и вообще русской традиции, и иконописной: слово дополняет изображение, изображение дополняет слово, раскрывая взаимные смыслы. Но бывают и работы без текста. Ну а у «Гномона», собственно, в названии идет развитие сюжета. Гномон, по-гречески, указатель - одни из первых солнечных часов, это что-то воткнутое в землю, отбрасывающее тень. По нему древние люди определяли ход солнца и ход времени, потом они научились разделять их на часы и прочее. Это было соприкосновение с космическим миром, люди стали понимать, что космос существует вместе с землей и время вечно, а вращающиеся светила представляют божественную структуру, музыку сфер, все вот эти вот радости. Поэтому для меня «Гномон» это не только часы, так как там нет циферблата, но и пример астрономического познавания вечности.
Андрей Филиппов. «Гномон»
Есть ли какая-то знаковость в появлении орла на Красной площади? Или это скорее случайность?
Это знаковость, потому что, у нас есть традиция с двуглавым орлом. И еще интересно то, что двуглавость дается тенью. И для меня это тоже очень важно: с одной стороны такая методическая структура, а с другой - вторая ее часть эфемерна, и это тоже сопрягается с моими представлениями об империи, всякой алхимии и прочей магии.
Очевидно, что вторая, эфемерная часть двуглавого орла появляется в работе ненадолго и только в определенные часы, есть ли здесь скрытый смысл? Как меняется смысл работы в отсутствии солнца?
Смысл в том, что эта работа - как солнечные часы, тень появляется при солнце. Ну наверное если бы не отбрасывало тень, было бы странно, да?
Гномон - работа, которая уже существовала, почему именно она была выбрана для экспонирования Красной площади?
Первый «Гномон» находится в Православной Академии Крита. Как человеку православному мне было важно такой же объект поставить в Москве, поскольку мне обидно, что у нас мало таких интересных скульптур и объектов (смеется). Ну, я так себя хвалю, конечно, но объект действительно интересный. Потому что скульптуры у нас какие-то уродские в основном, особенно Калашников или, например, Жуков, ну ужас какой-то, манерность. Хотелось что-то хорошее сделать для Москвы и с помощью ИНТЕКО это получилось, надеюсь.
Андрей Филиппов. фото: Лена Балакирева
Но почему именно эта работа? Ведь Вы могли бы взять любую другую, но выбрали именно «Гномон». Или это не Ваша была идея?
Я отдал ее на конкурс, подумал, может прокатит, ну и прокатило. Хотя у меня были и другие варианты. Например, «Пила», которая в Солониках стоит, ее мне бы тоже хотелось в Москве где-нибудь поставить, но это сложнее - она большая, 10 метров. И «Пила», что мне важно, стоит на границе разделения Восточной и Западной Римской империи, на дороге, которая вела из Рима в Константинополь. И так как Москва - это третий Рим, мне бы хотелось, чтобы она здесь появилась. Ну, может, в будущем, не знаю.
Гномон - инструмент для измерения времени. Что измеряет ваша работа?
Вечность, конечно. Там же написано: альфа и омега. Есть альфа и омега, начало и конец. Там же нет цифр. Я специально не градуировал время, чтобы не было совсем утилитарно.
А если бы Вы поставили отметки, произведение бы работало как часы?
А чего нет, тень же даёт, дело за солнцем.
Андрей Филиппов. «Гномон»
В одном из интервью вы озвучили, что «…солнечные часы, одновременно элемент садово-парковой архитектуры и символ Восточно-римской империи, соединяют нас с ходом истории, позволяют мысленно наблюдать настоящее, прошлое и будущее.» Как вы оцениваете наше будущее?
Как империю, самую большую страну в мире. Сейчас, слава богу, мы вылезли из этой ямы 90х годов.
А куда уедет работа после выставки?
Ее установят в соседнем дворике, там, где галерея Триумф.