Главный куратор третьей Рижской международной биеннале современного искусства - Рене Блок
Рижская биеннале современного искусства (RIBOCA) рада объявить о назначении Рене Блока главным куратором третьей биеннале, RIBOCA3, которая будет проходить с 15 июля по 2 октября 2022 года в Риге, Латвия.
Рене Блок – одна из ключевых фигур немецкой арт-сцены и независимый куратор с более чем полувековым стажем. На протяжении своей длительной карьеры он, среди прочего, занимал пост директора музея Фридерицианум в Касселе, Германия, а также пост куратора многочисленных международных биеннале в таких городах как Белград (2006), Кванджу (2000), Стамбул (1995) и Сидней (1990). В 2008 году он стал сооснователем Kunsthalle 44 Møen в Дании и по сей день работает арт-директором этого выставочного пространства. RIBOCA3 станет его самым амбициозным проектом за последние 15 лет. Блок особо подчеркивает значимость Риги как города проведения биеннале:
Я просто не мог отказаться от предложения поработать в Риге. Территория вокруг выставочной площадки Андрейсала сама предлагает превратить биеннале в художественную мастерскую. Это место, где многие превосходные художники из Латвии поделятся своими идеями и опытом с потрясающими авторами со всего мира.
В качестве сокуратора RIBOCA3 рука об руку с Блоком будет работать Нико Анклам. Недавно Анклам был назначен директором выставочного зала и музеев города Реклингхаузен в Германии, а до этого был куратором основанного Блоком пространства Kunsthal 44 Møen. Нико Анклам будет также работать над публичной программой RIBOCA3.
Нико Анклам
Третья биеннале последует за RIBOCA2, ставшей одновременно физической выставкой и кинофильмом, премьера которого состоится осенью 2021 года. Такое решение стало непосредственным ответом на глобальную пандемию и фактически ее продуктом. RIBOCA3 расширит эту глобальную перспективу: взяв за основу богатую историю стран Балтии, выставка представит художников близлежащих стран, и пригласит художников со всего мира осмыслить и задействовать культурный, исторический и социо-политический контекст региона.
Вот что об этом говорит комиссар Рижской биеннале и основательница фонда Рижской биеннале Агния Миргородская:
Мы счастливы, что Рене Блок присоединится к нам в качестве главного куратора RIBOCA3. Последние несколько десятилетий он играет столь важную роль на международной арт-сцене, что мы с радостью предвкушаем то видение, те идеи и, что, наиболее важно, те возможности для художников, которые он привнесет. Исторический вклад Рене среди прочего состоит в том, что он открыл миру многих художников и целые художественные сообщества Восточной Европы и мы рады что на RIBOCA3 он продолжит эту работу.
Более подробно кураторская концепция выставки будет объявлена до конца этого года.
Рене Блок занялся независимым кураторством после проведения нескольких выставок в собственных галереях Galerie René Block в Берлине (1964-1979) и René Block Gallery Ltd. в Нью-Йорке (1974-1977). В этот период он тесно сотрудничал с такими многообещающими в то время художниками как Герхард Рихтер, Сигмар Полке, КП Бремер, КХ Гедике, Вольф Фостель, Джозеф Бойс и Нам Джун Пайк.
В 1972 году Блок занял пост куратора Neuer Berliner Kunstverein, Berliner Festwochen, а также Академии Художеств. С 1982 по 1992 он руководил программой для художников и композиторов Берлинской арт-резиденции, где организовал целый ряд международных проектов, перформансов и музыкальных фестивалей, а также выставок для Daadgalerie. До 1995 года он отвечал за выставочную программу IFA (Институт Международных Связей), которая представляет немецкое искусство за границей. В этот период началась его карьера куратора биеннале в таких городах как Гамбург 1985, Towards an Art of Peace Biennial; Сидней 1990, The Readymade Boomerang; Стамбул 1995, Orient/ation; Кванджу (Корея) 2000, Eurafrica; Цетине (Черногория) 2004, Love it or leave it (совместно с Наташей Илик); и Белград 2006, the October Salon’s Art, Life & Confusion (совместно с Барбарой Хайнрик).
С 1997 по 2006 год Блок занимал пост директора Kunsthalle Fridericianum в Касселе, где выступил куратором ряда заметных выставок. Среди них серия экспозиций “Балканская трилогия”, в рамках которой прошла выставка Schluchten des Balkan (2003) с участием 88 художников из двенадцати стран Балканского региона, а также ряд сопутствующих проектов, включая биеннале в Цетине в 2004 году. Параллельно Блок учредил новую программу под названием Kuratorenwerkstatt (мастерская куратора) Fridericianum, которая давала возможность пяти молодым кураторам приобретать опыт, работая вместе с ним над своими первыми крупными проектами.
Среди последних крупных арт-проектов Блока – Скандинавский павильон (Welfare- Fare Well) на 52 Венецианской биеннале (2007), который он курировал. В 2008 году он основал TANAS – платформу для турецких художников в Берлине, которая функционировала до 2013 года. В то же время он стал сооснователем Kunsthalle 44 Møen в Дании и по сей день работает арт-директором этого выставочного пространства.
Нико Анклам недавно был назначен директором выставочного зала и музеев города Реклингхаузен в Германии. Он является автором большого количества публикаций о концептуальных арт-практиках и практиках в духе движения Fluxus. Он также читает лекции в Берлинском университете искусств, Университете Гумбольта, Академии современного искусства Тромсё в Норвегии и Эстонской академии искусств в Таллине. Анклам имеет учёное звание доктора философии (PhD), защитив диссертацию о становлении жанра нордического пейзажа в XIX веке и выступал в качестве куратора основанного Блоком пространства Kunsthal 44 Møen в Дании. В дальнейшем он осуществил несколько проектов в павильоне Rietveld в Амстердаме, выставочном пространстве YEARS в Копенгагене и Академии искусств Мальмё.
O биеннале RIBOCA
Рижская международная биеннале современного искусства – масштабный проект, основанный в 2016 году, отличительной чертой которого является европейская направленность в сочетании с сильным региональным фокусом. Отталкиваясь от богатейшей истории Риги и Прибалтики и отмечая их особое географическое положение, биеннале исследует художественные практики региона и дает художникам возможность вступить в диалог с культурным, историческим и социально-политическим контекстом города и окружающих его территорий.
Учитывая критику распространения формата биеннале – процесса, известного как “биеннализация” – RIBOCA стремится создать жизнеспособную модель, основанную на самых передовых практиках, которые ставят во главу угла деятельность художников, их произведения, а также тщательную презентацию и медиацию искусства. Процесс работы над биеннале начинается с локального контекста и далее – к региональному, национальному и, в конце концов, транснациональному. Биеннале ставит своей целью пустить корни на почве региона, в котором она проходит. Глобальность подхода и задача по дальнейшей интеграции Балтийского региона в мировой художественной контекст отражается в том, что значительная часть художников, работы которых будут выбраны или специально заказаны для выставки, родились, живут или работают в Балтии – регионе, который остается относительно мало исследованным, несмотря на широкую художественную сцену.
RIBOCA видит себя как открытую платформу для художественных экспериментов и производства знания, как инициатора взаимодействия и обмена между местными и международными художественными деятелями и институциями, местом щедрого обмена между коллегами, а также как барометр существующих общественных, политических и экономических вопросов, рассматриваемых через призму искусства.
Первый выпуск биеннале RIBOCA1 в 2018 году курировали Катерина Грегос и Солвей Хельвег Овесен; RIBOCA2 прошла под кураторством Ребекки Ламарш-Вадель.