«Мы исследуем поведение зрителей и возможности на него влиять»: «Зловещие грезы» в Электромузее
3 сентября в выставочном зале «Электромузей в Ростокино» открылась выставка «Зловещие грезы» под кураторством Оксаны Чвякиной и Елены Никоноле. Проект стал частью международного фестиваля технологического искусства Ars Electronica. Выставка существует в двух форматах: в онлайн-версии и в реальном пространстве галерее. Для кураторок было важно выбрать такие работы, которые не теряли бы свою идею, будучи представлены в цифровом виде на сайте.
Текст: Казакова Анастасия
Фото: Ксения Яблонская
Концепция фестиваля Ars Electronica 2021 — это «сады Кеплера»: сад как метафора нового способа сетевого взаимодействия и обмена идеями в изменившемся мире. Стоит уточнить, что фестиваль, существующий с 1979 года, был местом притяжения для художников, кураторов и ученых со всего мира, но из-за пандемии проводить выставки в традиционном формате стало невозможно. Тогда организаторы Ars Electronica создали гибридный формат фестиваля, разместив часть программы на различных площадках, в том числе на территории сада Университета Иоганнеса Кеплера в Линце, а часть перенесли в онлайн-пространство.
Фото: Ксения Яблонская
Интересные эмоции испытываешь, войдя в залы галереи: за яркими образами и игровым форматом работ, кроется ощущение тревоги и тотальной опасности мира. И это не удивительно, большая часть произведений посвящена пандемии, а именно всем тем страхам, которые появились в обществе после пережитого опыта.
Фото: Казакова Анастасия
По словам кураторок, основной темой выставки стало чувство нестабильности и страха перед будущем. Сильнее всего почувствовали этот стресс на себе миллиниалы и зуммеры — цифровые аборигены, люди, чья бОльшая часть жизни проходит в цифровом пространстве. Это объясняет и выбор медиумов на выставке: кураторкам было важно показать, как молодых художники работают с языком новых технологий. На выставке показаны видеоигры, арт-боты, интерактивные проекты и видеоарт.
В работах, показанных на выставке, художники исследуют влияние новых технологий, таких как искусственный интеллект, дополненная реальность и видеоигры, на искусство, культуру и общество.
«Oxuadaudada» Митрий Гранков. Фото: Ксения Яблонская
Юля Кожемяко в видеоигре «Юхины кошмары» создает симулятор кошмарного сна, зацикленного на одном сюжете. Цель игрока – изучить мир персонажа Юхи, проникнув в её подсознание.
Фото: Ксения Яблонская
Знакомая многим работа «Charon AR» Владимира Шишака была дополнена фотографиями, которые экспонировались впервые. Сейчас объекты художника размещены с использованием AR технологии в Лондоне, Париже, Голливуде и Вашингтоне.
«Charon AR» Владимир Шишак. Фото: Казакова Анастасия
Видеоигра «Маков день» Алексея Рябова предлагает игроку прогуляться по полю и найти заброшенную выставку современного искусства. По народным приметам Маков день (16 июля) считается опасным временем. 16 июля лучше не начинать никаких новых дел и вообще следует быть предельно осторожным. Художник как бы дает нам возможность спрятаться на выставке в игре от лишних бед в Маков день.
«Маков день» Алексей Рябов. Фото: Ксения Яблонская
Сны могут видеть не только живые организмы. Дуэт художников Кати Пряник и Саши Сереченко в работе с искусственным интеллектом, задаются вопросом о существовании «алгоритмического бессознательного». Видео «Dream of the Machine» состоит из текстов и визуальных образов, передающих опыт сновидения.
Процесс создания произведения был следующим: нейросеть для генерации текстов GPT-2 обучалась на базе 34 тысяч сюжетов сновидений реальных людей. Далее созданный материал стал основой для работы других алгоритмов – VQGAN + CLIP, которые уже традиционно используются для создания изображения и видео. Полученное в итоге видео погружает зрителя в медитативное состояние.
«Dream of the Machine» Gray Cake. Фото: Ксения Яблонская
Присутствующие на вернисаже гости могли стать свидетелями перформанса Тины Шибаловой «be in mistake». Уверена, что бОльшая часть людей, действия перформеров и не заметило, это же был «невидимый» перформанс-интервенция. Десять исполнителей играли роли зрителей выставки, при этом провоцируя нас - настоящих зрителей, на какую-то ответную реакцию. Вот вам пример: идет кураторская экскурсия, Оксана Чвякина рассказывает про одну из работ на выставке, а я как покладистый журналист слушаю кураторские комментарии. Все бы было отлично, если бы не странный скрипящий звук позади меня.
Это были полы в галерее. Какая-то девушка встала на это скрипящее место, доставляя нам всем сильный дискомфорт. Уже решив сделать замечание невоспитанной посетительнице, до меня доходит суть всего происходящего. Перформерка же уточнила, все ли у меня хорошо) Такой вот опыт.
Как пишет Тина: «Мы исследуем поведение зрителей и возможности на него влиять. Растворяемся в экспозиции и экспериментируем с формой присутствия».
«be in mistake»Тина Шибалова. Фото: Ксения Яблонская
«be in mistake»Тина Шибалова. Фото: Ксения Яблонская
«be in mistake»Тина Шибалова. Фото: Ксения Яблонская
К проекту подготовлена большая образовательная программа.
Выставка продлиться до 19 сентября 2021 г.
Покупка билетов осуществляется онлайн на сайте галереи.