«Ex oriente lux: экспонируя Север»
С 12 по 26 сентября в московской галерее «Lazy Mike» прошла выставка «С востока свет» французской художественно-исследовательской группы La Méditerranée. Группа в начале сентября вернулась из Коми, где участвовала в выставке, организованной ГМИИИ им. Пушкина в рамках Северной биеннале. Авторы представленных работ: Аполлинария Брошь, Виктория Кошелева, Матео Ревилло и Эдгар Сарин.
Автор: Мамедова Майя
Редактор: Тихомирова Юлия
Работы создавались для первой северной биеннале. Необычный выбор места, далекого от русских мегаполисов и двух столиц, призван обратить внимание на проблемы русского севера, такие как сохранение ремёсел, промышленная эксплуатация природных ресурсов (нефть, газ, уголь, полезные ископаемые, самоцветы) и миграция населения в более крупные города. Обращение к художникам и художницам из Европы связано с желанием посмотреть на собственные проблемы взглядом Другого (интересно, что Другим тут выступает именно классический европеец, хотя обычно позицию инаковости занимает так называемый абориген), который должен беспристрастно оценить текущее положение дел. Все члены художественно-исследовательской группы проживают во Франции. Приглашение их в Россию, особенно в экзотическую часть, с одной стороны, создает анекдотичную ситуацию (нескончаемый источник сюжетов для фильмов и книг), а с другой может поставить самих приглашенных в позицию белых колонизаторов начала XX века, вывозящих культурные ценности, а само исследование низвести до уровня этнографических изысканий двухсотлетней давности. На выставке представлены работы художниц русского происхождения, однако поскольку творческий процесс участников группы не един, то, констатировав наличие художниц русского происхождения, нельзя говорить о решении проблемы «белого человека»: взаимовлияния нет. Изучение чужой культуры и заимствование её элементов рискованное занятие, грань между cultural appropriation и cultural appreciation тонка в наше время.
Работа в сыктывкарской резиденции обусловливает специфику поднимаемых тем. Художники отвечают на запрос, созданный в обществе, и выполняют задачу, поставленную организаторами резиденции. Поэтому нельзя назвать эти вопросы оригинальными, однако невозможно отрицать их актуальность.
Так, связывая прошлое и настоящее республики Коми, «мягкое золото» и «жидкое золото», Матео Ревилло создал свои геометрические композиции. На деревянных досках, сбитых в форме ромба, изображены параллельные сходящиеся к центру полосы из воска и нефти. В некоторые из работ ввинчены три рублевые монеты. В «Повести временных лет» (XII в.) воск упоминается как один из основных продуктов российского экспорта, особенно широко продавшийся в Европе, являясь основным осветительным средством. В XX в. на смену восковым свечам пришло электричество, с развитием транспорта появилась потребность в бензине, поэтому в позиции основного продукта российского экспорта прочно закрепилась нефть. Всемирная одержимость добычей «черного золота», а также резкий экономический подъем нефтедобывающих стран сделали эту субстанцию символом капиталистического общества. Воск, нефть, воск, нефть. Гипнотические линии, сходящиеся в центре, от которых кружится голова, если на них долго смотреть: головокружительный коммерческий успех. В. Соловьёв писал: «С востока свет, с востока силы!» — действительно, капитал, создается с помощью природных богатств востока, и является этой силой, иногда даже убийственной: три рубля так напоминают дырки от пуль в стене.
[фото 1. Солнце моё / mon soleil / my sun. Mateo Revillo. Фото из личного архива автора]
Помимо человеческих жертв, погоня за прибылью ведёт к истощению природных ресурсов, и как следствие, к экологическим катастрофам. Урон, нанесенный нефтедобывающей отраслью природе Коми, достигает тревожащих масштабов. Форс-мажорные ситуации в этой отрасли происходят часто, например, в мае 2021 г. из-за разгерметизация нефтепровода разлилось, по предварительной оценке, 90 тонн нефтесодержащей жидкости [ссылка, дата обращения: 15.09.2021]. Утверждают о полной ликвидации последствий аварии: однако, действительно ли, можно со полной уверенностью заявить о том, что непрекращающееся, как минимум с 1994 г. [ссылка, дата обращения: 15.09.2021] эксплуатирование природных ресурсов, пройдет бесследно? На картинах Виктории Кошелевой изображены текучие объекты, но один в другой они не перетекают. Их движение замкнутое и напоминает нефтяные пятна, покрывающие поверхность воды. На переднем плане различимы антропоморфные фигуры, чьи контуры размываются и пытаются раствориться в грязно-зелёных тонах фона. Художница использует мягкие линии и приятные глазу, приглушенные цвета, поэтому работы не вызывают тревожности. Благодаря выстроенной цветовой композиции (чем ближе к нам объект, тем он светлее) пространство картины затягивает: и зритель, и фигуры тонут в токсичных отходах, растекаясь нефтяным пятном по плоскости работы.
[фото 2. Legs are made of marble, so I'm still standing, but the winds of the north are so pricking from behind. Виктория Кошелева. Фото предоставлено художницей]
Отношения человека и природы с развитием технического прогресса становятся всё более и более номинальными: это замечает уже в 1960-х гг. Йозеф Бойс, улавливая глобальное ощущение тупикового отчуждения современного человека от природы, он пытается войти в неё на магически-«шаманском» уровне. Зачаровать природу, посредством входа в транс, примерив на себя роль «других», — вот что остается сейчас. Маски Виктории Кошелевой смотрят со стен на зрителя, подобно охотничьим трофеям, развешанным в кабинете. Известно, что они были сделаны специально для биеннале в Коми, поэтому, разумеется, они никогда не использовались по назначению. Будучи предметами культа лишь фиктивно, кажется очевидным сделать вывод о том, что вера в использование магии для установления связи с природой утрачена и теперь маски, как свидетельства могущества предков висят в музее, лишенные своей первичной функции. Но одна деталь, скрытая от глаз зрителя, переворачивает ситуацию, превращая её в игру со посетителями. Дело в том, что в одном из выставочных залов есть дверь, за которой находится техническое помещение, где на стене висит одна из масок художницы. В полумраке кладовой она выглядит достаточно аутентично, располагаясь прямо напротив входа, где следует вещать обереги по языческим традициями. Примечательно, что такой способ экспонирования является импровизацией художественной группы, а не продуманным заранее. Создается специфическая ситуация, при которой в основной экспозиции выставлены объекты, лишенные своих изначальных функций (да и никогда ими не обладавшие), а за стеной тайно висит точно такой же объект, но уже как часть обряда. Таким образом, магические способы «войти в контакт» с природой в современном мире являются исключительно индивидуальными практиками: они не эффективны для общечеловеческого спасения, но вполне могут помочь отдельному человеку.
[фото 3. Mask from the 6th day и Mask of the very first day. Виктория Кошелева. Фото с сайта: https://www.instagram.com/p/CTj754wCisq/ ]
[фото 4. Final day mask. Виктория Кошелева. Фото из личного архива автора]
Иначе к проблеме взаимодействия с природой подходит Эдгар Сарин. Он работает с усохшими и аварийными деревьями, которые этим летом пришлось срубить в парке «Строитель» Сыктывкара, орудуя электропилой, превращает стволы в скульптуры. В итоге получаются тотемы в человеческий рост. Интересно решение художника использовать именно местные материалы это и проявление творческого подхода, повсеместно используемого Эдгаром [«The first move I do when it comes to making a new show is getting a glimpse at the environment», ссылка, дата обращения: 14.09.2021], и опять-таки ответ на запрос общества, организаторов биеннале. Тем не менее, произведения нельзя назвать эко-акционизмом, так как затрагиваются прежде всего локальные вопросы. Работы обращают внимание как на культурный контекст республики Коми (а именно, разнообразие использования дерева в культуре коми – ловушки охотников, игрушки), так и призывают задуматься о судьбе аварийных деревьев достаточно метафорично: деревянные скульптуры без надлежащего ухода плесневеют, аналогично санитарная очистка лесопарковых зон без контроля со стороны специалистов обрастает спорными ситуациями. Поэтому в отношениях, возникающих между человеком и природой, важно помнить о том, что мы несём ответственность за происходящее.
[фото 5. Коми. Edgar Sarin Bouleau. Фото из каталога выставки]
Итак, смогли ли художники сохранить грань между cultural appropriation и cultural appreciation? Думаю, что да, ключом к сохранению баланса стали используемые подходы: погружение в культурный контекст (изучение местной мифологии), общение с местными мастерами, интеграция в среду. Отдельного упоминания стоит импровизация группы на вернисаже: на пол галереи были брошены несколько монет и купюр, которые после открытия остались в основной экспозиции. Брошенные на пол монеты и купюры как восклицательный знак: да, наши художественные суждения предопределены социально-экономическим бэкграундом, мы не претендуем на инклюзивность, мы субъективны, мы это мы — этим и должны быть интересны.
[фото 6. Импровизация. La Méditerranée. Фото из личного архива автора]