Рижская биеннале объявляет название, участников и места проведения
Третья Рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA3) под названием «Упражнения в уважении», главным куратором которой стал Рене Блок, пройдет с 15 июля до 2 октября 2022 года и объединит работы 63 художников на основной выставке в Андрейсале.
RIBOCA3: Упражнения в уважении
Главный куратор – Рене Блок
Cо-куратор – Нико Анклам
RIBOCA3 открыта для публики: пятница 15 июля – воскресенье 2 октября, 2022
Ключевая особенность RIBOCA3 – смещение акцента с кураторского на художественный. Избегая фиксированной кураторской рамки, проект «Упражнения в уважении» предоставит возможность направляющим темам и повествованиям органично раскрываться в самих произведениях искусства.
Участники главной выставки RIBOCA3:
- Нанна Абел* (р. 1985)
- Мария Айххорн (р. 1962)
- Невин Аладаг (р.1972)
- Мерич Алгюн* (р. 1983)
- Халил Алтиндере (р. 1971)
- Кен Ансуорт* (р. 1931)
- Мехтап Байду* (р. 1972)
- Беатрис Балку (р. 1975)
- Роза Барба (р. 1972)
- Эрикс Божис* (р. 1969)
- Мариана Васильева (р. 1964)
- Эвита Васильева* (р. 1985)
- Ану Вахтра* (р. 1982)
- Маариа Вирккала* (р. 1954)
- Ноора Геагеа (р. 1981)
- Эвелина Дейчмане* (р. 1978)
- Даце Джериня* (р. 1971)
- Криста и Рейнис Дзудзило* (р. 1989 и 1987)
- Джэйсон Додж* (р. 1969)
- Анне Катрине Долвен (р. 1953)
- Армандс Зелчс* (р. 1978)
- Аманда Зиемеле* (р. 1990)
- Правдолюб Иванов (р. 1964)
- Шейла Камерич* (р. 1976)
- Лаура Каминскайте* (р. 1984)
- Мириам Кан (р. 1949)
- Анника Карс (р. 1984)
- Алисия Кваде* (р. 1979)
- Ярослав Козловски* (р. 1945)
- Майя Куршева* (р. 1981)
- Неэме Кюльм* (р. 1974)
- Дживи Ли (р. 1987)
- Дайнюс Лишкявичюс* (р. 1970)
- Инге Ман* (р. 1943)
- Олаф Метцель* (р. 1952)
- Кристиане Мёбус (р. 1947)
- Борис Михайлов* (р. 1938)
- Кристин Молдрикс* (р. 1984)
- Сирус Намази* (р. 1970)
- Бьёрн Нёргор (р. 1947)
- Навид Нур* (р. 1976)
- Александра Паперно (р. 1978)
- Дан Пержовски* (р. 1961)
- Рагна Робертсдоуттир (р. 1945)
- Superflex
- Саркис (р. 1938)
- Пиа Сирен (р. 1982)
- Анна Соколова* (р. 1975)
- Марис Субач (р. 1963)
- Милица Томич (р. 1960)
- Насан Тур* (р. 1974)
- Максим Тыминько (р. 1972)
- Ричард Уэнтуорт* (р. 1947)
- Сил Флойер* (р. 1968)
- Ингрид Фурре* (р. 1987)
- Ромуальд Хазуме* (р. 1962)
- Тамар Харпаз* (р. 1979)
- Карл Хорст Хёдике (р. 1938)
- Ольга Чернышева (р. 1962)
- Ран Чжан* (р. 1981)
- Тони Шмале* (р. 1980)
- Айше Эркмен* (р. 1949)
- Вали Экспорт (р. 1940)
*Астериском помечены новые работы, создающиеся для биеннале.
RIBOCA3 выбирает видение художника в качестве концептуальной отправной точки, позиционируя создание выставок как пространство для экспериментального самовыражения, которому необходима свобода от заранее сформулированных идейных рамок. Биеннале позволяет каждому произведению работать на своих собственных условиях, при этом разговор со зрителем происходит естественным образом, а не через призму жестко концептуализированной кураторской темы. Название «Упражнения в уважении» отражает акцент на внимании к тому, что каждое произведение сообщает нам по отдельности, а также и в контексте всей биеннале.
Главный куратор Рене Блок комментирует это так:
Давно укорененные в истории, жесты уважения чаще всего означают попытку понять друг друга с позиции равенства, несмотря на наши различия. Эта биеннале представляет разнообразие голосов с разных континентов и из разных поколений, поражающих как своей гармонией, так и дисгармонией, когда им предоставляется шанс зазвучать вместе.
Продолжая линию прошлой биеннале, направленную на развитие локальной территории, RIBOCA3 возвращается на Андрейсалу («Андреевский остров»), снова выбранную в качестве основного места проведения биеннале. Занимающая более 20 гектаров и ранее использовавшаяся как промышленный порт на берегу Даугавы, Андрейсала отличается своей монументальной промышленной архитектурой, включающей заброшенную электростанцию, порты, зернохранилища, пустыри, ангары и железнодорожную станцию, которые и определяют саму выставку.
Рене Блок объясняет, как этот пейзаж обусловил его выбор художников:
Заполнение этого пространства требует определенного чувства музыкальности. Каждый художник здесь становится голосом, его произведения – инструментом, а Андрейсала – атмосферным концертным залом. Вместо того, чтобы следовать партитуре, созданной её дирижерами, RIBOCA3 действует как оркестр, вдохновленный самим издаваемым им звучанием.
Помимо Андрейсалы, экспозиция развернётся в Музее декоративного искусства и дизайна в Старой Риге, расположенном в бывшей церкви Святого Георгия, старейшем сохранившемся каменном здании в городе, где пройдет выставка принтов ограниченного тиража. На ней будут представлены работы 38 всемирно известных художников, создававших работы для разных биеннале под кураторством Рене Блока – в Гамбурге (1985), Сиднее (1990), Стамбуле (1995) и Цетинье (2004). Здесь можно будет увидеть и работы некоторых художников, которые примут участие в основной экспозиции. Имена художников, чьи работы будут экспонироваться в музее, будут объявлены весной.
Более половины произведений, представленных на главной выставке, будут новыми работами, вдохновленными уникальным физическим, социальным и историческим ландшафтом Риги. RIBOCA3 представит и самую большую в своей истории подборку латвийских художников, в то же время более половины участников биеннале – это художники из Балтийского региона. В списке участников две художницы из России - Александра Паперно и Ольга Чернышева.
Со-куратором RIBOCA3 стал Нико Анклам, он также будет отвечать за публичную программу RIBOCA3.
RIBOCA3 (Третья Рижская международная биеннале современного искусства), главный куратор – Рене Блок, 15 июля – 2 октября 2022, Рига, Латвия
Рене Блок занялся независимым кураторством после проведения нескольких выставок в собственных галереях Galerie René Block в Берлине (1964-1979) и René Block Gallery Ltd. в Нью-Йорке (1974-1977). В этот период он тесно сотрудничал с такими художниками как Герхард Рихтер, Сигмар Полке, КП Бремер, КХ Гедике, Вольф Фостель, Джозеф Бойс и Нам Джун Пайк. В 1972 году Блок занял пост куратора Neuer Berliner Kunstverein, Berliner Festwochen, а также Академии Художеств. С 1982 по 1992 он руководил программой для художников и композиторов Берлинской арт-резиденции, где организовал целый ряд международных проектов, перформансов и музыкальных фестивалей, а также выставок для Daadgalerie. До 1995 года он отвечал за выставочную программу IFA (Институт Международных Связей), которая представляет немецкое искусство за границей. В этот период началась его карьера куратора биеннале в таких городах как Гамбург 1985, Towards an Art of Peace Biennial; Сидней 1990, The Readymade Boomerang; Стамбул 1995, Orient/ation; Кванджу (Корея) 2000, Eurafrica; Цетинье (Черногория) 2004, Love it or leave it (совместно с Наташей Илик); и Белград 2006, the October Salon’s Art, Life & Confusion (совместно с Барбарой Хайнрик). С 1997 по 2006 год Блок занимал пост директора Kunsthalle Fridericianum в Касселе, где выступил куратором ряда заметных выставок. Среди них серия экспозиций «Балканская трилогия», в рамках которой прошла выставка Schluchten des Balkan (2003) с участием 88 художников из двенадцати стран Балканского региона, а также ряд сопутствующих проектов, включая биеннале в Цетинье в 2004 году. Параллельно Блок учредил новую программу под названием Kuratorenwerkstatt (мастерская куратора) Fridericianum, которая давала возможность пяти молодым кураторам приобретать опыт, работая вместе с ним над своими первыми крупными проектами. Среди последних крупных арт-проектов Блока – Скандинавский павильон (Welfare- Fare Well) на 52 Венецианской биеннале (2007), который он курировал. В 2008 году он основал TANAS – платформу для турецких художников в Берлине, которая функционировала до 2013 года. В то же время он стал сооснователем Kunsthalle 44 Møen в Дании и по сей день работает арт-директором этого выставочного пространства.
Нико Анклам недавно был назначен директором выставочного зала и музеев города Реклингхаузен в Германии. Он является автором большого количества публикаций о концептуальных арт-практиках и практиках в духе движения Fluxus. Он также читает лекции в Берлинском университете искусств, Университете Гумбольта, Академии современного искусства Тромсё в Норвегии и Эстонской академии искусств в Таллине. Анклам имеет учёное звание доктора философии (PhD), защитив диссертацию о становлении жанра нордического пейзажа в XIX веке и выступал в качестве куратора основанного Блоком пространства Kunsthal 44 Møen в Дании. В дальнейшем он осуществил несколько проектов в павильоне Rietveld в Амстердаме, выставочном пространстве YEARS в Копенгагене и Академии искусств Мальмё.
Подробности на сайте биеннале по ссылке.