В Москве наградили победителей юбилейной X Премии The Art Newspaper Russia
6 апреля состоялось награждение лауреатов X Ежегодной премии The Art Newspaper Russia. По традиции были объявлены победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация» и «Личный вклад» за 2021 год.
Ежегодная премия газеты The Art Newspaper Russia — одно из самых ожидаемых событий в мире искусства. В этом году премия юбилейная — вручается в десятый раз. Наградой отметили самые значимые события 2021 года в сфере русского искусства в России и за рубежом, а также деятельность меценатов по развитию и сохранению культурного наследия страны. Выбор лауреатов определяет успех у широкой публики и резонанс в профессиональном сообществе. Миссия премии — выразить публичное признание героям мира искусства.
«Музей года» — Государственная Третьяковская галерея
За каскад великолепных выставок, международную активность и привлекательность для разных аудиторий
Никакой другой российский музей не может похвастать таким количеством первоклассных выставок, каким за этот год удивила Третьяковская галерея. Традиционным ежегодным хитом стала ретроспектива Михаила Врубеля (очереди не стояли, но лишь потому, что продажу билетов перенесли в интернет), а еще — Алексей Венецианов с учениками, Татьяна Маврина, Юрий Пименов, Роберт Фальк, и это только самые крупные. Музей принял участие в двух эпохальных международных проектах. Это «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», совместно с музеями Дрездена, потрясший публику сложной концепцией свободолюбия XIX века и выставочным дизайном Даниеля Либескинда; и это грандиозная выставка современного европейского искусства «Многообразие. Единство», где впервые за долгое время москвичи получили шанс увидеть такое количество действующих мировых звезд. Заявлено развитие двух новых направлений — дизайна (с помощью Московского музея дизайна, вступившего под эгиду Третьяковки) и science art, который представляет Laboratoria Art & Science. Завершилась реставрация памятника конструктивизма — фабрики-кухни в Самаре, где должен открыться первый в стране филиал Третьяковки. Наконец, исполнен и важный моральный долг — открыт музей братьев Третьяковых в доме, где они родились и где все начиналось.
«Выставка года» — «Бывают странные сближенья». Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Кураторы: Жан-Юбер Мартен (Франция), Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина
За то, что научила нас не только смотреть на искусство, но и видеть его
Прелесть этой выставки не только в том, что ее автор Жан-Юбер Мартен — один из мировых столпов кураторского дела, нашедший свою главную тему, те самые «странные сближенья» искусства и артефактов разных времен и цивилизаций, еще на выставке «Маги Земли» в Центре Помпиду в далеком 1989 году и развивший ее во множестве последующих проектов. И не только в том, что он сделал специальный проект для Пушкинского музея, использовав как его фонды, так и массу экспонатов из 50 разных музеев. И даже не в том, что на «Сближеньях» не было этикеток и зрителей побуждали смотреть, а не читать. Возможно, главное открытие состоит в том, что под видом одной выставки нам показали целых 13! То есть это «выставка выставок», выставка о том, как можно буквально из всего, из любого изобразительного мотива, вывести целую историю, будь то складка или яблоко. Каждый из 13 разделов имеет собственную интригу и может рассматриваться самостоятельно, и каждый демонстрирует не только развитие какого-либо сюжета и мотива, но и дает мастер-класс искусства видеть искусство. И это действительно уникальный опыт.
«Книга года» — «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924. Каталог выставки» (М.: Музей русского импрессионизма, 2021)
За большую исследовательскую работу и реконструкцию значимого международного события, оставшегося в истории русского искусства ХХ века
Художественные связи между Россией и США обычно представляются зыбкими, преимущественно односторонними (их влияние на нас) и относительно недавними (начавшимися с оттепельных 1950-х). Хотя у всего этого была своя предыстория. И важной страницей в ней оказалась выставка «Русское искусство», проходившая в 1924 году в Нью-Йорке и вылившаяся в гастрольный тур по стране. Десятки авторов, сотни произведений — проект получился грандиозным, пусть и не слишком прибыльным. И вот почти столетие спустя Музей русского импрессионизма взялся за реконструкцию того межконтинентального сюжета. К выставке в Москве был издан каталог, в котором информации, текстовой и визуальной, содержится гораздо больше, чем вошло в экспозицию. Увлекательные обзоры Джона Боулта, Эдварда Касинца и Ольги Юркиной сопровождаются множеством репродукций — плодами специальных поисков и неожиданных открытий.
«Реставрация года» — Театр Гонзаги в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» (Московская область)
За завершение длительных работ, вернувших к жизни один из старейших театров Европы
Хотя основные реставрационные работы в театре усадьбы Юсуповых Архангельское, проект здания и декорации для которого создал выдающийся итальянский художник Пьетро ди Гонзага, завершились еще два года назад, из-за пандемии первое театральное представление прошло в легендарном зале лишь осенью 2021 года. Театр в Архангельском был возведен по заказу владельца усадьбы, князя Николая Борисовича Юсупова, в 1818 году в стиле классицизм. Построенный из дерева на каменном основании, он входит в число семи старинных театров Европы, сохранивших первозданный облик, оригинальные элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии, а также подлинные декорации и занавес Гонзаги. На последнем этапе длительной реставрации были проведены работы по укреплению фундамента, воссозданию стен, поновлению фасадов. Устройство ростверков, бетонной подушки под несущими стенами здания, стало существенным отличием от всех предыдущих реставраций. Впереди — восстановление театральной машинерии, некоторых элементов сценического пространства, консервация декоративных панно и кулис. Планируется, что со временем Театр Гонзаги станет исторической сердцевиной нового культурного кластера.
«Личный вклад» — Леонид Михельсон, коллекционер, меценат
За создание нового, демократичного культурного пространства в Москве и поддержку творческих экспериментов
Открытие в Москве в декабре 2021 года Дома культуры «ГЭС-2» сделало Леонида Михельсона, президента фонда V–A–C, председателя правления ПАО «Новатэк», ньюсмейкером мирового масштаба. Этому способствовали и визит президента Владимира Путина на открытие нового культурного пространства в центре столицы, и качество реконструкции исторического здания, осуществленной архитектором Ренцо Пьяно, и новаторские арт-форматы, предложенные публике (в их числе многодневный перформанс «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона). Реконструкция ГЭС-2 стала самым впечатляющим проектом в деятельности фонда V–A–C, основанного Леонидом Михельсоном в 2009 году (вместе с Терезой Иароччи Мавикой, занимавшей до конца 2021 года пост директора фонда). Но стоит напомнить и о том, что фонд в 2021 году реконструировал здание павильона России на Венецианской биеннале, еще раньше восстановил Палаццо на Дзаттере, где в 2017 году открыл выставочное пространство и показал некоторые произведения из своей коллекции, включая работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Аристарха Лентулова, Огюста Ренуара и Энди Уорхола, а также финансирует галерею «Виктория» в Самаре. Значимость деятельности V–A–C, конечно, не только в зданиях, но и в той «начинке», которую разрабатывает команда фонда, ставя целью «переосмыслить художественное производство» и создать новый язык современной культуры.
Подробный материал о лауреатах премии вы можете прочитать на сайте газеты.