Надя Лихогруд: «Мои скульптуры — это засвеченный снимок из детства»
Надя Лихогруд — скульптор, создающая маленькие керамические фигурки со знакомыми всем сюжетами — дети в надувных нарукавниках и смешных костюмах для утренника, бабушки на скамейках, курьеры. ARTУзел обсудил с художницей ее любовь к керамике, зародившейся еще в детстве, фиксацию ностальгических воспоминаний и ее проект для фестиваля «Архстояние Детское» — монументальную скульптуру, имитирующую детскую комнату и пахнущую жвачкой.
Вы начали заниматься керамикой еще в школе. Почему это приняло арт-форму, а не форму чего-то прикладного вроде тарелок и ваз, как это часто случается?
В школе на занятиях керамикой у нас была полная свобода, и мы лепили все, что хотели. Придумывать предметы посуды мне было неинтересно, больше всего мне нравилось лепить зверей и человечков. С тех пор мало, что изменилось.
После школы вы не сразу с головой ушли в искусство, делали успешные шаги в сторону дизайна одежды. Когда и почему вы снова вернулись к керамике?
Во время обучения дизайну костюма я с головой ушла в изучение скульптуры и даже после окончания института поступила на второе высшее на факультет скульптуры. Меня интересовало изучение формы, объема и освоение различных материалов, чтобы максимально свободно чувствовать себя в ремесле.
К керамике я вернулась, когда придумала сделать серию, посвященную моим воспоминаниям о детстве 90-х. За основу я взяла эстетику советских фарфоровых статуэток, которые помнит каждый представитель моего поколения. Это продиктовало выбор керамики как материала. В процессе я поняла, что, в общем-то, я вернулась к своим истокам, к тому, что делала, будучи ребенком, но уже с новым пониманием формы, объемов и пластики.
В своем творчестве вы используете ностальгические образы, часто обращаетесь к теме детских воспоминаний, но что для вас прошлое, каким вы видите его, как вспоминаете свое детство?
Для меня прошлое — это личный опыт, из которого я могу говорить. Тема детства кажется мне очень емкой. Мне кажется, мои работы могут рассказать намного больше, чем слова.
Среди фигурок встречаются и совсем современные образы — курьеры, уборщики в оранжевых жилетах, люди-носители рекламных объявлений. Важно ли отображать современность в искусстве и почему?
Мне это кажется важным. Художник так или иначе наблюдает и комментируют время и обличает свой комментарий в какую-либо форму. Мне интересно запечатлеть приметы времени в своих керамических скульптурах и тем самым предлагать зрителю новую оптику.
При этом каждая фигурка со своими шероховатостями, без четко распознаваемых лиц, что отличает их от советской штамповки, это уникальные объекты, сделанные вручную. Почему вы используете этот прием?
Мне хотелось, чтобы мои скульптуры были живыми, а значит неидеальными. Для меня важно было добиться ощущения, словно мои скульптуры это засвеченный снимок из детства. Поэтому у моих персонажей нет четких деталей, я не придумываю им черты лиц и цвет волос. В этих образах я оставляю пространство для эмпатии зрителя, который может увидеть себя, окунуться в свою ассоциацию и воспоминание.
Как бы вам хотелось, чтобы люди взаимодействовали с вашим искусством — поставили на полку, дарили друзьям?
Главное мое желание — чтобы человек радовался контакту со скульптурой. Чтобы пространство, с которым скульптура взаимодействует, оживало и наполнялось новыми смыслами.
Расскажите про изнанку творчества, как и в какой атмосфере вы чувствуете наибольший творческий подъем? Что вас вдохновляет?
Меня вдохновляет жизнь и любые ее проявления. Прохожие на улицах, фразы из книг, кадры из кино, общение с друзьями, моя семья, природа, путешествия, музеи, тени от предметов, отражения в лужах и т.д. Это все я фиксирую себе в телефон, у меня 185 тысяч фотографий и очень много заметок. Иногда я люблю заходить в профили незнакомых мне людей в запрещенной в России сети и изучать их жизнь по картинкам. Случайно увиденные кадры порой становятся вдохновением и сюжетами для моих работ.
Как технически устроена работа над каждым новым объектом? Сложнее ли работа с керамикой в сравнении с классической бронзовой или гипсовой скульптурой?
Свои керамические скульптуры я леплю из шамота, сразу покрываю глазурями и обжигаю. Это технологически неправильно, нужен еще утильный обжиг, но я все делаю не по правилам. Для меня важно, чтобы от идеи до результата проходило минимальное количество времени. С керамикой так — ты сразу работаешь в материале. Что касается гипса или бронзы, то здесь работаешь сначала в мягком материале (глина или пластилин), потом со скульптуры снимают форму и в нее уже заливают материал. В случае с бронзой, в форму заливают восковку, с помощью которой в дальнейшем отливают бронзу. Это долгий многоэтапный процесс.
Вы работаете сериями — какая серия работ сейчас ваша самая любимая, какую было сложнее всего делать?
Любимых серий нет. В начале каждой зимы мне, например, хочется лепить детей в карнавальных костюмах, хочется возвращаться в это ощущение предновогоднего волшебства и воплощать это в фигурках наряженных детей. Продолжение этой серии стало для меня традицией. А с окончанием весны мне нравится находить новые образы, отображающие лето: человечки на пляже, бабушки на скамейках, дети с букетами сезонных цветов. Также мне нравится находить емкие для меня сюжеты, которые связаны с привычными для всех праздниками. Так, этой весной к 8 Марта я слепила бабушку, продающую цветы у метро. Поток сюжетов непредсказуем, и некоторые сюжеты случайным образом собираются в серии.
Не думали ли о работе в других техниках или с другими материалами?
Я никак себя не ограничиваю в работе. Под каждую задачу необходимо искать свой материал и технику.
Расскажите, что за проект вы готовите к фестивалю «Архстояние Детское», который пройдет с 23 по 25 июня в арт-парке Никола-Ленивец?
Для фестиваля мы с моих другом архитектором Михаилом Хвалебным придумали сделать скульптурный объект «GUM». В этом проекте мы превращаем детскую комнату в монолитный объект, где очертания прячутся под слоем «жвачки». Все объемы вырастают один из другого, и «комната» превращается в абстрактную скульптуру, как коллективное воспоминание, слепленное в один общий образ.
Детская комната — это место, где ребенок ощущает свою отдельность от мира. Попадая на этот островок из открытого природного пространства, у зрителя есть возможность вспомнить свою собственную комнату. Резиновая упругая розовая поверхность с ярким запахом баблгама погружает в ощущение безмятежного детства, где все мы знали наверняка, что счастье — это просто.
Это не первый ваш объект большого размера — вы также делаете барельефы и беретесь за роспись стен, но, кажется, первый, имитирующий вашу технику работы с керамикой. Сложно ли работать с таким масштабом, есть какие-то технические особенности производства?
Для проекта я слепила из глины детскую комнату в привычном для себя небольшом размере и сделала скан, который мы увеличили до нужного размера. Для меня это первый опыт масштабирования маленькой скульптуры с помощью 3D модели и первый опыт, когда скульптуру делаю не я сама своими руками, а специальное крупное производство, которое вырезает объекты из пенопласта. Для меня это абсолютный выход из зоны комфорта и от этого проект для меня становится еще более захватывающим и интересным.
Также на фестивале вы впервые выйдете из стен галерей в ничем не ограниченное, по сути, парковое пространство, да еще и к детской аудитории. Не пугает ли это вас или, может быть, наоборот, интригует?
Очень интригует. Меня всегда интересовало взаимодействие скульптуры и открытого пространства. Природа Никола-Ленивца — это локация мечты. Я очень надеюсь, что перемещение нашей «детской комнаты» на просторную зеленую лужайку даст тот эффект, который мы ожидаем. А сделать интерактивный объект, с которым возможно взаимодействие детей и взрослых, для меня уже давнее желание.
Фестиваль современного искусства для всей семьи «Архстояние Детское» пройдет в Никола-Ленивце с 23 по 25 июня. Подробнее о событии здесь.