Игорь Вулох: «Я рассматриваю общее визуальное напряжение вещи»
До 12 ноября в Фонде Ruarts проходит выставка Игоря Вулоха «Поля-двойники», показывающая работы художника за несколько десятилетий. В биографии художника более 50-ти персональных выставок по всему миру, а работы представлены во многих крупнейших собраниях, включая Государственную Третьяковскую галерею, Русский музей, Чувашский государственный Художественный музей в Чебоксарах, Музей современного искусства Силькеборга в Дании, Государственный музей концептуального искусства в Салониках в Греции, в частных коллекциях.
Текст и фото: Ирина Паялина
Работы Игоря Вулоха
Игорь Александрович Вулох (1938-2012) — художник-нонконформист 60-х годов, один из классиков абстракции и минимализма. Окончил Казанское художественное училище им. Н. И. Фешина, затем учился на художественном факультете ВГИКа.
Работы Игоря Вулоха
Он всегда был в стороне от разных групп, его путь – путь одиночки. Хотя в общежитии он знакомится с Наумом Клейманом (позднее, киновед, историк кино), дружит с Василием Шукшиным, общается с Анатолием Зверевым.
Работы Игоря Вулоха
В 1961 году Игорь знакомится с чувашским поэтом Геннадием Айги. Вулох создаст абстрактные иллюстрации более чем к десяти сборникам новаторской поэзии Айги, а тот посвятит художнику цикл стихов.
Игорь Вулох, Пейзаж, 1965, холст, акрил
Именно сотворчество Геннадия Айги и Игоря Вулоха стало лейтмотивом выставки в Фонде Ruarts. В экспозиции три основные линии, и они названы как стихотворные сборники поэта: «Начала полян», «Холмы-двойники» и «Время Оврагов». Это отражение разных периодов творчества художника. Все как в жизни: неоднозначной и достаточно драматичной. На трех этажах показана эволюция творчества, все залы очень разные, но манеру художника сложно спутать.
Работы Игоря Вулоха, на переднем плане объект-интервенция 0331с, без названия, гранит, 2019 год
Начинается все с «Начала полян», где у автора еще угадываются пейзажи или что-то похожее на вид из окна.
Работы Игоря Вулоха, авторский костюм выполнен Натальей Туколкиной-Охота, 1980-1990
Потом идут «Холмы-двойники», где холмы — это в прямом смысле подъемы, творческие пересечения с третей супругой Натальей Туколкиной-Охота, которая как ангел-хранитель бережет творчество и память о художнике.
Работы Игоря Вулоха
И заканчивается «Временем Оврагов». Это самый эмоционально окрашенный этаж: уверенная рука мастера, признание в России и зарубежном, но все еще поиск развития в живописи, где появляются вертикальные полосы, добавляется цвет, размывается изображение. Тут уже едва уловимы пейзажи.
Работы Игоря Вулоха
Игорю Вулоху не интересен сюжет, где-то может угадываться пейзаж или некий вид из окна, но чем дальше, тем важнее исследование формальных основ изобразительного языка: все внимание на цвете, линии, текстуре, на эмоциональном напряжении. Художник — мастер работы с цветом и это помогает оценить цветовое решение стен, которому уделялось много внимания при подготовке выставки.
Игорь Вулох, Пейзаж с рекой, 2008 год, холст, акрил
Понять творчество помогают цитаты художника, которые являются очень гармоничным дополнением к работам:
Работы Игоря Вулоха
«Меня влекут некие столкновения, но не бурные, влекут противоречия, которые в итоге становятся непрерывной частью выражения вещей».
Работы Игоря Вулоха
«Я ничего не изобрел, просто расставил акценты».
Работы Игоря Вулоха
«Прежде чем стать художником, я был исследователем».
«Слезы» из серии «Стена плача» Айдан Салаховой, интервенция
Добавляет контраста выставке — «интервенция». Это включение в выставку нескольких работ других авторов, художников из другого контекста, не совпадающих по творческому пути, которых интересно показать рядом. В каких-то работах подчеркивается визуальная схожесть с творчеством автора, а где-то — напряженность живописи и предметов.
Керамика Натальи Охота, интервенция
В качестве «Интервенции» показаны, например, керамика супруги Натальи Охота и «Слезы» из серии «Стена плача» Айдан Салаховой. Еще одна работа из «Интервенции» — Даниила Антропова из керамики, стекла и глазури. Это что-то струящиеся, исчезающее, разрушающее, подчеркивающее красоту декаданса, растекания. Совершенно другой материал, другая эпоха, но авторы тонко чувствуют легкую грусть.
Работы Игоря Вулоха, на переднем плане интервенция Даниила Антропова из керамики, стекла и глазури
Помимо живописных работ, на выставке представлены фарфоровые тарелки по эскизам Игоря Вулоха, выполненные еще при жизни, всего по 9 штук каждая плюс чуть больше десяти графических работ. Специально к выставке записывали видео интервью, в которых дочь художника Лидия Вулох, вдова Наталья Охота и пасынок Егор Альтман делятся воспоминаниями.
Фарфоровые тарелки по эскизам Игоря Вулоха
Работы Игоря Вулоха сложно интерпретировать, невозможно объяснить, но всегда прослеживается связь с природой. Зима и осень были наиболее плодотворными периодами для Вулоха, эти краски любил художник. На выставке есть уникальный шанс погрузиться в каждую работу, по взаимодействовать с глубиной, цветом, фактурой. Сейчас много цифровой искусства, а тут настоящая живопись, достойная, чтобы в нее вглядываться, почувствовать не только глазами и сердцем, а всей кожей.
Игорь Вулох, серия графических работ, 1994 год, бумага, тушь
Выставка Игоря Вулоха «Поля-двойники» до 12 ноября 2023
Фонд Ruarts: Москва, м. Арбатская, Трубниковский пер. 6
Время работы: вторник- воскресенье — 11:00–20:00, Пн — выходной.