Полина Еж: «Наш проект про открытый диалог, который характерен и для уличного искусства»
28 февраля в галерее Ruarts открывается персональный проект Никиты DUSTO «Счастливого пути», созданный совместно с командой Inloco. Полина Еж, программный директор Международного проекта Inloco, рассказала изданию о том, что такое Inloco, почему команда делает ставку на российских художников и зачем развивает российское направление.
Расскажите, пожалуйста, предысторию создания Inloco. Ведь, по сути, это не совсем или не только галерея, а команда работает в разных направлениях?
Так сложилось, что наша команда работает в области искусства уличной волны и городского проектирования с 2013 года в разных городах России. В конце 21 года мы решили создать международный проект, так и появился проект Inloco. Для нас всегда наиболее интересным был контекст города и осмысление пространства, с которым взаимодействует художник. Поэтому мы делаем художественные интервенции - в самых неожиданных местах — это может быть и архипелаг Мир, и пустыня Млейха, и маленькие домики и пустыри Al Satwa. Каждому такому проекту по нашей задумке предшествуют обсуждения. Мы делаем конференцию Inloco Talks, приглашаем ученых и активистов, чтобы создать поле для дискуссии, задавать важные вопросы. Например, в этом году конференция была посвящена семиотике арабского города.
На презентации галереи Inloco на Хлебозаводе. Фото - Валентина Ярцева
Почему было решено запустить в проект в Дубае? Почему решили представлять там российских художников и как это удалось?
Дубай сейчас представляет собой площадку для диалога самых разных людей, его культурный ландшафт меняется. Наш проект - не про национальное, а про открытый диалог культур, который возможен и очень характерен для уличного искусства. С 2018 года наши проекты поддерживает петербургский коллекционер и меценат Наталья Вознесенская, и реализация Inloco стала возможна благодаря ей и группе российских меценатов, которые поверили, что можно сделать мир чуть лучше через внимание к искусству.
Какие планы у вас в России? Для чего нужна была стартовая международная точка?
Проект был задуман в первую очередь как международный, но оказалось, что он востребован и в России, поэтому это, скорее, ответ взаимностью. Мы планируем несколько выставок на 2025 год, участие в ярмарках. Выставка Никиты Dusto «Счастливого пути» в Ruarts, выставка «Спасибо за ничего» фотографа Антона Селезнева в Екатериненском собрании в Петербурге и другие проекты.
Как происходит отбор художников в Inloco? Берете ли вы новых авторов?
Основной принцип, который для нас важен — это уличный бэкграунд. Он определяет и авангардный коллектив 10.203, и итальянского концептуального художника Филиппо Минелли, у которого кроме огромного CV с Манифестой, десятками выставок и резиденций, есть также и опыт граффити. Так же, как каллиграффити художник Карим Джаббари, совмещающий старинные стили письма магриби и куфи с современным мурализмом и световыми инструментами. Да, это постоянный процесс — Inloco молодой проект и находится в поиске своего пути.
Данила Shozy. Коробочка с детскими сокровищами в рамках паблик-арт проекта «Сказки о золотых яблоках»
У галереи акцент на уличных художниках и исследовании городских пространств. Почему это важно для вас? Какой вы в целом видите роль уличного искусства в развитии городского пространства?
Наша команда занимается художественными практиками в городской среде с 2013 года - в 2017 году мы основали Институт исследования стрит-арта, до этого работали в Музее стрит-арта, разработали и реализовали 5-летнюю паблик-арт программу в Альметьевске, проект в 14 городах России для Т-банка. И я убеждена, что все самое интересное происходит на улице. Наш многолетний опыт в области паблик-арта — это про то, как небольшие с точки зрения масштаба города проекты могут менять среду не только визуально, но и гораздо глубже, на уровне человека и его повседневной жизни. Это касается и пятилетней паблик-арт программы в г. Альметьевске, и небольшого проекта с сиккой совместно с эмиратским ученым Халедом Алавади в Дубае. Это возрождение небольших сквозных проходов-аллей между домами в зоне работы Inloco Storage в Дубае, где происходит общественная жизнь - мы разбили там небольшой сад, поставили характерную для этой практики мебель и пыльный проулок превратился в особый маршрут городской жизни.
Проект Useless Palace
Где сейчас находится российский офис Inloco, и какие цели вы ставите перед собой в этом новом направлении?
Наш кабинет коллекционера находится на Севкабеле в Петербурге, это наша штаб-квартира, где проходят камерные показы и встречи с художниками. Попасть туда можно, но только заранее договорившись о визите.
В этом году вы успели поучаствовать в международных ярмарках, а в прошлом впервые были на Cosmoscow. Можете поделиться ощущениями, сравнить интерес и аудиторию?
С июня 2024 года галерея Inloco приняла участие в двух отечественных (1703 и Cosmoscow) и четырех зарубежных ярмарках (Nomad Circle (остров Капри, Италия), Editions (Дубай, ОАЭ), Art021 (Шанхай, Китай), Art SG (Сингапур, Сингапур). Ярмарочный сезон, начавшись с Санкт-Петербурга, позволил успешно представить девять галерейных авторов, для шести из которых, творческого объединения 10.203, город давно является привычной средой для уличного и студийного творчества. Стратегии группового представления галерейных авторов мы придерживались и на молодой Дубайской ярмарке тиражного искусства – Editions, где покупателям особенно полюбились работы художников Lokher и Fatum.
В начале 2024 года Inloco реализовала арт-интервенцию и открыла персональный проект Филиппо Минелли The Idealized City. Поэтому было принято стратегическое решение отчасти посвятить ярмарочный сезон представлению проектов разных лет Филиппо. Так в начале июля вовремя Nomad Circle на острове Капри была показана надувная инсталляция The Idelaized City, центральное произведение, созданное художником вовремя арт-интервенции при поддержке Inloco. В октябре на Cosmoscow моно-стенд Филиппо Минелли вызвал большой интерес у российского покупателя своими фотографическими проектами, Silence/Shape и Paysagem.
В Шанхае дуо-стенд Филиппо Минелли и Никиты Dusto вызывал исследовательский интерес у посетителей ярмарки и дал толчок для исследования арт-рынка Юго-Востока Азии нашей командой. А в Сингапуре, настоящем культурном хабе региона, с множеством традиций и представителей национальностей со всей планеты, команда Inloco также представила стенд Филиппо Минелли, и там его произведения не оставили равнодушным покупателей.
Наш ярмарочный сезон подтвердил тезис о том, что искусство, несмотря на вкусы аудитории и тенденции локальных арт-рынков - способно объединять и находить место в частных коллекциях по всему миру.
Проект Useless Palace, работа Филлипо Минелли
Верно ли, что первый ваш проект в России был в Ruarts? С чего началось ваше сотрудничество?
Первый проект Inloco состоялся в универмаге Цветной с выставкой 10.203 Unsorted, затем была выставка «Уголь» в Ruarts Foundation. Наше сотрудничество, мне кажется, началось еще в 2018 году, когда мы совместно делали Форум уличного искусства в МОМА-поскольку и мы, и команда Ruarts — энтузиасты российского молодого искусства уличной волны это сотрудничество только продолжится выставкой Ruarts в СтритАрт хранении в Петербурге в апреле.
Никита Dusto. Слова из песни. 2023. 200х300см
На этот раз вы снова сотрудничаете с Ruarts, и с 28 февраля в галере откроется выставка Никиты Dusto при вашем партнерстве. Можете немного подробнее рассказать про проект?
На выставке «Счастливого пути» можно будет увидеть более 30 произведений художника, созданных в период с 2022 по 2024 год, которые перенесут зрителя в путешествие, посвященное поиску жизненных ориентиров. Большая часть экспериментов Никиты начиналась на улице, в заброшенном ПТУ на Куйбышева, в заброшках на Мойке напротив Эрмитажа, тем интереснее теперь увидеть его полноценный проект в галерее.
Никита Dusto. Ракушка. 2024. 20х30 см
Что вдохновляет лично вас в уличном искусстве? Какие ваши любимые художники?
Это искусство действия, и оно всегда о честности. Про любимых художников говорить сложно — со многими меня связывают дружеские отношения и может ли быть любимых художников, например, 50?
