Не только черный квадрат
Текст и фото: Анастасия Мариловцева
24 ноября на ВДНХ, в павильоне «Рабочий и колхозница», открылась выставка «Казимир Малевич: не только "Черный квадрат"». Экспозиция охватывает весь творческий путь знаменитого реформатора искусства, от импрессионизма и неопримитивизма до супрематизма, пост-супрематизма и реализма. Уникальный архивный материал ретроспективы знакомит зрителя с различные гранями творчества великого мастера, многие из которых нередко оказываются заслоненными общепризнанной иконой ХХ века – «Черным квадратом».
Место проведения выставки выбрано неслучайно. Архитектор Борис Иофан спроектировал к Всемирной выставке 1937 года в Париже высокое здание, ставшее постаментом для скульптурной группы «Рабочий и колхозница» авторства Веры Мухиной. На парижской выставке здание было абсолютно лишено окон: неведомо для себя Иофан реализовал пластические принципы «слепой архитектуры» Малевича. Проект сталинского классика действительно напоминает супрематические архитектоны, с их гармонией и ритмом прямоугольных плоскостей и объемов.
Сегодня цоколь «Рабочего и колхозницы» - полноценное трехуровневое выставочное пространство. Первый этаж отдан под наименее известный зрителю этап творчества Малевича. Рядом с ранними импрессионистическими пейзажами, написанными художником в родном Курске на кусках картона («Дом с верандой», 1906), выставлены компактные многодельные рисунки гуаши, вдохновленные яркими иллюстрациями мирискусников и затейливыми орнаментами ар-нуво («Дети на лужайке», 1908; «Городок», 1908) и карандашные иллюстрации к скандально снятому со сцены МХТ спектаклю «Анатэма» Леонида Андреева.
Несколько сумбурно выстроенная экспозиция первого этажа, повествует о переходе Казимира Севериновича к авангарду – посрамляющему разум зрителя феврализму (первый «изм» Малевича) и кубофутуризму, срастившего новации французских кубистов и итальянских футуристов («Жизнь в большой гостинице», 1913, «Дама и рояль», 1914).
Особое место в этом разделе выставки занимают батальные лубки. На волне патриотического подъема в начале Первой мировой войны футуристы (К. Малевич, Д. Бурлюк, А. Лентулов, И. Машков и другие) создали многочисленные иллюстрации для издательства «Сегодняшний лубок». Частушечные куплеты писал Владимир Маяковский: «Шел австриец в Радзивилы, // Да попал на бабьи вилы», «Не ходи, австриец, плутом, // Будешь битым русским кнутом». В сердце экспозиции помещен графический «Черный квадрат» (к слову, ни одна из четырех живописных версий на выставке не представлена) и карандашные эскизы завесы и костюмов для оперы «Победа над солнцем». Футуристическая опера, объединившая усилия художника Малевича, поэта-заумника Алексея Крученых и композитора Михаила Матюшина, была дважды сыграна в 1913 году.
Второй этаж выставки полностью посвящен предкам и семье Малевича. Генеалогическое древо старинного польского рода было досконально изучено благодаря стараниям Болеслава Севериновича, брата художника. В отличие от Казимира, которого родословная не слишком интересовала, Болеслав приложил немало усилий к восстановлению дворянского титула, полученного основателем рода Кондратом Малевичем от польского короля Сигизмунда III в конце XVI века.
На третьем уровне расположились холсты и архивные материалы «Последней футуристической выставки "0,10"» 1915 года, вошедшей в число важнейших выставок XX столетия. В декларации «0,10», написанной совместно с Иваном Клюном и Михаилом Меньковым, Малевич заявляет: «Когда исчезнетъ привычка сознанiя видеть въ картинах изображение уголковъ природы, мадонъ и бестыдныхъ венеръ тогда только увидимъ чисто-живописное произведенiе» (орфография, пунктуация и выделения сохранены). Примечательно, что всего за девять лет до этого художник еще писал импрессионистические пейзажи. Собственный творческий путь стал для Малевича предметом не только рефлексии, но и активного мифотворчества: в 1920 году художник организует свою первую персональную выставку «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». Экспозиция, после трех этапов супрематизма – черного, цветного и белого, завершается холстом, полностью покрытым белой краской –первым в истории новейшего искусства монохромным, «пустым полотном».
Посвятив несколько лет разработке идей супрематизма в архитектуре и созданию многочисленных гипсовых «архитектонов» и «планит», Малевич возвращается к живописи и переходит к постсупрематизму: абстрактные полотна уступают место ярким плоскостным композициям с безлицыми фигурами и торсами. В 1929 году в Третьяковской галерее открывается персональная выставка Казимира Севериновича. Во исполнение замысла Малевича-куратора Малевич-живописец пишет «недостающие» импрессионистические картины и проставляет на них ранние даты. Малевич окончательно утверждает «собственную концепцию собственного развития».
Создатели выставки решают сразу несколько сверхзадач: публикуют ценнейший архивный материал для эксперта и ценителя, расширяют информационные границы неравнодушного зрителя, и, что не менее важно, наглядно показывают, что за «Черным квадратом» стоит осмысление практически всей истории искусства и овладение на высочайшем уровне самыми разными художественными техниками. Ведь «Черный квадрат» - это больше, чем «я тоже так могу».
Выставка продлится до 25 февраля 2018 года.