События 22-28 января
Леонид Цхэ. Постановки
26.01.2018–25.02.2018
ММОМА (Тверской бульвар, дом 9)
Московский музей современного искусства совместно с галереей NAMEGALLERY (Санкт-Петербург) представляют персональную выставку петербургского художника Леонида Цхэ. Проект «Постановки» продолжит тему, затронутую в выставке «Неопетербург» 2015 года, и представит переосмысление стандартов академического рисунка в рамках современного искусства.
Леонид Цхэ, в прошлом выпускник, а теперь и преподаватель Академии художеств, отталкивается от графики, по словам художника - «от чего я и произошел». С третьего курса Цхэ специализировался на графике у Андрея Пахомова, а позже параллельно с преподаванием в Академии начал заниматься книжной иллюстрацией для Детгиза. К этому же времени относятся первые шаги Цхэ в поле современного искусства – участие в проектах группы «Север-7» и учеба в «ПРО АРТЕ».
Экспозиция включает живописные холсты и серии графических листов, объединяющих две темы: учебные постановки в классе, написанные с натуры, и повседневную жизнь по мотивам снимков из социальных сетей и телерепортажей. Изображая предмет классических студий - реквизит натюрморта, позы натурщика - в динамично-размытой манере, Цхэ показывает функцию постановок как тренировки навыка, выявляя, как отмечает куратор выставки Станислав Савицкий, «их бессодержательную самоочевидность». Примечательно, как преподаватель Академии Цхэ сам ставит студентам постановки, пытаясь на практике «расшатать» закостенелые правила и сместить акцент на личность модели. В работах медиареалистичного направления Цхэ выстраивает диалог с работами старых мастеров - в сценах будничной жизни угадываются иконография святого семейства, апостолов Перта и Павла.
Цхэ примеряет живопись и графику, ремесло и критическое мышление, пластический эксперимент и чувственный импульс. Свободные линии, хаотичные мазки, нечеткое изображение – все это создает образ движения, в котором проявляется искусство художника.
Blacklead
24.012018 – 05.03.2018
Выставка Сергея Геты в галерее pop/off/art – это возвращение на арт-сцену известного художника, одного из лидеров и основателей отечественного гиперреализма. Его первая за много лет персональная выставка носит название Blacklead (на английском языке – свинцовый грифель) – Сергей Гета обращается к излюбленной технике рисования простым черным свинцовым карандашом, прославившей его в поздние советские годы и перестройку. С середины 1970-х годов художник принимал участие в важнейших международных выставках графического искусства, зарекомендовав себя как профессионала фотореализма.
Плоть и небо
24.01.2018-1.03.2018
«Плоть и небо» - новый авторский проект Валентна Коржова. Художник известен своими работами, объединяющими в одном произведении скульптуру, видео и фотографию, тем самым образуя новое, самодостаточное медиа. Валентин является членом МОСХ, секция скульптуры. Его персональные выставки прошли в таких публичных пространствах, как Государственный Музей Дарвина (Москва), Гоголь-Центре (Москва), Академии искусств (Воронеж), Центральном Доме Художника (Москва). Проект «Археология памяти» вошел в параллельную программу 5 Международной московской биеннале современного искусства. Художник живет и работает в Москве.
Процессии Орфея
25.01.2018 – 23.02.2018
Еврейский музей и центр толерантности
Еврейский музей и центр толерантности представляет первую персональную музейную выставку британского художника Вольфа фон Ленкевича «Процессии Орфея».
Вольф фон Ленкевич известен своими интерпретациями знаменитых образов из истории искусства. В новой серии «Процессии Орфея» он обращается к произведениям Пабло Пикассо, сопоставляет их c работами других выдающихся художников русского и европейского авангарда 1920-х годов. Собранные вместе, эти картины представляют своего рода непрерывную процессию произведений искусства, которая через контрасты цвета и стиля демонстрирует гармоничное единение.
«Процессии Орфея» во многом вдохновлены Пикассо, на которого, в свою очередь, повлияли столь разные живописцы, как Веласкес, Рембрандт и Мане. Однако в своих картинах Пикассо зачастую превращал темы, сюжеты и художественную проблематику их искусства во что-то качественно новое. Ленкевич идет на шаг дальше: он обращается не только к истории искусства, но и к массовой культуре. В своей переинтерпретации живописи он отталкивается от Пикассо, дополняет его культовыми образами разных эпох, тем самым предлагая новое видение прошлого. Благодаря этому удивительному объединению разнородных произведений искусства в одну целостную сущность, Ленкевич создает условную, альтернативную историю искусства, в которой прошлое переосмыслено.
Внутренняя миграция
25.01.2018 – 18.03.2018
Новая выставка известного краснодарского художника Владимира Мигачёва в галерее ARTSTORY называется «Внутренняя миграция» (25 января – 18 марта 2018). Её составили пейзажные полотна, написанные в последние 2 года. Художник проделал за это время большой путь – и с точки зрения географической: он объехал 6 областей Центральной России, – и с точки зрения творческой эволюции, совершив своего рода «внутреннюю миграцию», погрузившись в культуру «урочищ» (так на современных топографических картах обозначают места исчезнувших посёлков и хуторов), культуру исчезающей российской деревни.
Выставка «Внутренняя миграция» – это многомерные, сложные, узнаваемые пейзажи. Это авторская живописная техника, которая включает применение золы, кварцевого песка, угля, глины, кузбасслака и часто даже обычной земли-чернозёма: для художника очень важно, чтобы краска превращалась не только в цвет и свет, но и в фактуру, в материю, в плоть. И это вопросы, которые задаёт художник, оставляя в этом важном диалоге со зрителем, – право отвечать или не отвечать, самостоятельно разбираясь в смыслах, вложенных автором.
Не только про тебя
23.01.2018-25.02.2018
В течение всего 2017 года художники цикла «Прощание с вечной молодостью» по-разному смотрели на искусство в рамках персональных проектов по всей территории ЦСИ Винзавод. Ирина Корина, работающая с повседневными материалами — баннерная ткань, поликарбонат, профнастил, пластик — масштабирует их, «окружая» посетителей имитациями природы.
«Не только для тебя» вовлекает зрителя в размышления о динамичности изменений окружающей среды, взаимодействии природы и архитектуры, цивилизации и хаоса. Похожие на театральные задники для несуществующего спектакля или фоны компьютерной игры, объекты художника символизируют невозможность возврата сегодняшней цивилизации к гармонии и экологическому равновесию. Она «разрывает шаблоны» в восприятии таких понятий, как искусство, пространство, ценность, архитектура.
1:30
Открытие: 23.01.2018 , 19:00
На выставке будут представлены необычные объекты, объединяющие в себе скульптуру и цифровое видео. Объекты выглядят как причудливые природные формы, похожие на древесные грибы-паразиты. Зритель видит в реальном объекте наземную часть гриба, а в цифровом изображении – подземную, грибницу. Природные системы автор изучает как социальные модели.
В этом проекте вдохновением для художника послужили фрактальная теория Мандельброта и негативное социальное явление – коррупция. Паразитическая грибная система, как считает художник, напоминает коррупцию в обществе. Как и грибница, коррупция старается захватить больше пространства, проникая во все слои общества. Также как и гриб, она имеет «наземную», публичную часть, связанную с коррупционными скандалами и «подземную», скрытую, о которой говорить не принято. Как гриб-паразит, коррупция инфицирует всех участников системы.
Фестиваль молодого европейского кино «Горизонты»
25.01.2018-29.01.2018
С 25 по 29 января в московском кинотеатре «Формула Кино Горизонт» пройдет первый Фестиваль молодого европейского кино «Горизонты», в рамках которого впервые в России будут показаны лучшие дебюты ведущих кинофестивалей Европы.
Фильмы, получившие призы на главных ежегодных смотрах – Каннском, Венецианском, Берлинском, Гетеборгском фестивалях – найдут свою аудиторию в российской столице. За пять фестивальных дней в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» покажут семь фильмов, созданных кинематографистами Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Германии, Греции, Польши и Франции. Все фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с английскими и русскими субтитрами.
Купить билеты и узнать о программе можно здесь.
Кисло-сладкая жизнь
28.12.2017 - 11.02.2018
На выставке представлено 14 графических работ, выполненных преимущественно на холсте с использованием как карандаша – любимого инструмента мастера, так и акриловых красок. В отличие от прежних, чисто карандашных, не цветных рисунков настоящие работы ярко окрашены. А как иначе, когда центральные объекты изображения – фрукты и ягоды, на любой вкус – и кислые и сладкие, яркие, праздничные.
Любите ли Вы праздники? Они случаются не каждый день, но всегда им сопутствует обилие фруктов, ягод. Художник потому и выбрал центральным объектом своих работ фрукты как образ красоты, здорового образа жизни, силы, энергии продолжения рода, они вызывают особое, экстатическое состояние души человека, отличающее праздничные дни от будней. Однако работы Тимофея Смирнова вовсе не натюрморты в стиле «Малых голландцев». Это полные иронии произведения, в которых присутствует либо сам человек, либо его образ, при этом каждый фрукт символизирует какую-либо сторону жизни человека. Эротизм, манящую сладость олицетворяет клубника («Клубничный свинг»), любовь пахнет спелостью винограда («Любовная петля»), красоте свойствен сладковатый фруктовый вкус («Милосское варенье»), соблазн, страсть, вожделение, вызываемые женщиной, сливаются с ароматом спелой дыни («Дынница»). Лучше увидеть своими глазами эти полные яркости и красоты картины, чем читать о них. А еще лучше утащить любую из работ художника, и в вашем доме навсегда воцарится праздник – «праздник, который всегда с тобой».
Ирина Филатова
Открытая дискуссия "Кто нужен больше музею будущего: куратор или художник?"
26.01.2018, 19:00
В рамках презентации новой бакалаврской программы Современное искусство в НИУ ВШЭ участники дискуссии обсудят тенденции и перспективы образования в сфере искусства в России.
Участники дискуссии:
Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи
Леонид Бажанов, академический руководитель программы «Современное искусство» в НИУ ВШЭ, арт-критик, куратор, историк искусства, основатель Государственного центра современного искусства, автор статей, посвященных теории и практике современного искусства
Арсений Мещеряков, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, создатель дизайн-бюро Agey Tomesh и «Книги WAM»
Дарья Пыркина, искусствовед, куратор, специалист по современному искусству, заведующая отделом образовательных программ Третьяковской галереи, доцент кафедры кино и современного искусства РГГУ
Егор Кошелев, художник, искусствовед, преподаватель МГХПА им. Строганова
Вход свободный по регистрации.
Окрестности
25.01.2018-11.02.2018
Окрестность – местность, прилегающая к чему-либо. Простейшая и наиболее очевидная, буквальная и пейзажно-ориентированная трактовка выставки, тем не менее, создает первый пласт восприятия. Четыре серии работ, подобно четырем составляющим креста – сходятся в одной точке или, подобно сторонам света, расходятся от точки расположения компаса и задают одновременно центростремительную и центробежную динамику. Автор и прилегающее к нему пространство, материал и сами произведения, изображение мира вокруг – вот те положения необходимого условия понимания, которые выставка «Окрестности» Виталия Копачева предлагает даже самому неискушенному зрителю. Впрочем, окрестность имеет не только плоскостные характеристики. Окрестность – окружающее пространство, как в математике окрестность точки: произвольное множество, содержащее открытый шар с центром в данной точке. И такое понимание уже выводит из только горизонтального и двухмерного восприятия, добавляя вертикаль, а значит и такие ее характеристики, как высоту и глубину. Трактовки вертикали, связанные с духовными высокими и телесно низменными началами человеческого существа, позволяют говорить о душе, как таковой, о ее свойствах и противоречиях, но главное – не просто о ее присутствии, но о неизменной и плодотворной работе при восприятии произведений автора. И эта работа становится явной в любом элементе каждого из этих произведений и во всей совокупности таких элементов, вплоть до экспозиционных обобщений. Здесь становятся существенны и трактовки вертикали как временной оси. Окрестность состоит из двух бесконечных интервалов: «минус бесконечность» и «плюс бесконечность», а также самого элемента бесконечность. Связь прошлого и будущего через момент настоящего прослеживается не только и не столько в непосредственной датировке создания серий работ, но, даже в большей степени, в очевидных изменениях техники от серии к серии и в завуалированных композиционных изменениях. Константами остаются лишь автор и бесконечность. Зритель, бытуя как иная точка и обладая своей окрестностью, волен воспринимать картины Виталия Копачева в своей системе координат, благо произведения автора позволяют этому происходить. Выставка утверждает, что должны существовать и могут пересекаться различные миры, но завершенность композиции свидетельствует о том, что сами бесконечности уже не попадают в эти окрестности.
М. В. Луков
Металлические метафоры
24.01.2018-3.02.2018
Персональная выставка Андрея Бисти «Металлические метафоры» приурочена к презентации одноименной монографии об этом художнике. Выход в свет этого издания, в которое вошли практически все работы мастера, выполненные в стиле «ready maid», стало возможным благодаря издателю и коллекционеру Наталии Опалевой. В ее собрании находится более 20 скульптурных работ Андрея Бисти, и эта мини-коллекция постоянно пополняется. По утверждению Наталии Опалевой «произведения Андрея Бисти дарят нам прекрасную возможность восхищаться, вновь и вновь, ярким блеском его остроумно-изобретательного и, в то же время, очень лиричного, чувственного дарования». Именно поэтому в экспозицию войдут некоторые работы из собрания Н.Опалевой, а также новые произведения, еще не демонстрировавшиеся ранее широкой публике.
Сама же монография - тоже необычайна по своему содержанию. Так как работы Андрея Бисти заставляют зрителя включаться в его пластические игры, вызывают различные, а порой и очень неожиданные ассоциации, то в качестве комментатора был приглашен известный писатель, художник и культуролог Константин Победин. Цитируем Константина Победина: «…Какая-нибудь «отыгравшая свое» железка из плоско утилитарного мира по воле художника переносится в мир возвышенных образов». И далее: «Творчество Андрея в хорошем смысле провокативно: оно возбуждает даже у опытных посетителей художественных экспозиций освежающий чувства, почти по-детски непосредственный интерес». В результате получилась своеобразная книга в книге.
Круглый стол «Интервенция жанров в проекте Scary Tale»
27.01.2018, 17:00
Наблюдая за деятельностью участников выставки «Страшная сказка на ночь | Scary Tale» можно увидеть как в современном искусстве встречаются, объединяются и меняются местами различные жанры и медиа. Фотография и видео активно и успешно развиваются и трансформируются.
Современное искусство становится открытым для профессионалов разных творческих специальностей. Участники проекта Scary tale – профессиональные стилисты (Галина Смирнская, Наталья Обухова и Дмитрий Шабалин), фотографы (Вита Буйвид и Дарья Марчик), фокусирующие свою деятельность на современном искусстве, а также театральные художники (Маша Кечаева и Владимир Ермаченков) и дизайнеры («Варенъйе Организм» и Лиза Шахно) постоянно размышляют о том, как творческая деятельность перетекает из одной ипостаси в другую, и как художественные опыты выстраиваются в профессиональную карьеру.
RETINA
26.01.2018-18.02.2018
ВДНХ. Павильон №16 «Гидрометеорология»
В переводе с латыни «retina» означает «сетчатка» – внутренняя многослойная оболочка глаза, воспринимающая и преобразовывающая зрительные сигналы. Цель художника – воспроизвести атмосферу изменяющегося пространства. Место было выбрано неслучайно. Тропаревский лесопарк, с одной стороны, является совершенно обыденной локацией – одной из множества зеленых зон, расположенных на окраинах Москвы. С другой стороны, у этого места есть некая двойственность: это наполовину лес – часть природы (то, что не создано руками человека), а наполовину парк – среда для отдыха и развлечения людей. Видеопроекции и звуковое сопровождение подготовят зрителя к переосмыслению привычного и, потому часто незамечаемого, и, возможно, помогут по-другому посмотреть на собственный повседневный опыт.