14 взглядов на будущее: ключевые вопросы выставки What’s Next?
Будущее всегда манит нас своими обещаниями и пугает неизвестностью. Мы строим сценарии, создаём теории и готовимся к переменам, которые, как нам кажется, ожидают нас за горизонтом. Но можем ли мы по-настоящему заглянуть вперёд? Искусство, как зеркало человеческого сознания, помогает нам не только интерпретировать прошлое, но и выстраивать диалог с грядущим.
Текст: Анна Арутюнова
Именно этот диалог стал центральной темой онлайн-выставки What’s Next?, организованной проектом The Kult Talk. Четырнадцать художников из России, Сербии и Израиля представили свои размышления о будущем через разнообразные художественные формы — от цифровых коллажей до философской абстракции. Выставка не просто исследует, как мы адаптируемся к изменениям, но и приглашает зрителя участвовать в этом процессе.
Куратором выступила Наталья Андреева, и это её не первый проект, где она объединила художников из разных стран, чтобы поразмышлять о философских темах. В своих проектах она часто поднимает важные вопросы, способные затронуть зрителя на глубоком уровне. Однако такой подход неизбежно вызывает дискуссии: можно ли в рамках одной экспозиции полноценно охватить столь разнообразные культурные контексты и личные взгляды художников? «Искусство — это не только отражение мира, но и инструмент для создания нового», — отмечает Наталья, подчеркивая, что её цель — не дать готовые ответы, а побудить зрителя к собственным размышлениям.
Наталья Титова Favorite Writers, Collages
Переходя от размышлений о будущем к конкретным художественным высказываниям, цифровые коллажи Натальи Титовой, такие как Favorite Writers, Collages, обращаются к проблеме потери человечности в эпоху технологий. Автор создает уникальный диалог между литературой и визуальным искусством, сливая образы классических авторов с элементами современной эстетики. Этот контраст ярко подчёркивает конфликт между традицией и инновацией, приглашая зрителя к размышлениям о том, возможно ли сохранить глубину человеческого опыта в мире, где цифровые технологии стремительно захватывают все сферы жизни. Работы автора, ставшего лауреатом конкурса The London International Creative Competition, поднимают вопросы, которые становятся всё более актуальными в эпоху технологической трансформации, заставляя задуматься о месте искусства в этом процессе.
Павел Кун «Без лица», Россия
Работы Павла Куна из серии «Без лица» исследуют тему утраты идентичности в современной культуре. Павел Кун, родившийся в 1986 году в СССР и работающий фотографом в Сургутском государственном педагогическом университете, известен своим уникальным подходом к концептуальной фотографии. Его работы, публикуемые в международных изданиях, таких как PhotoVogue Italia и Vanity Teen, привлекают внимание глубиной и минимализмом. Серия фотографий «Без лица» попали на обложку каталога международного конкурса «35 Awards», а также вошла в топ-50 фотоконкурса Agora Images. «Без лица» тонко исследует трансформацию идентичности в цифровую эпоху, предлагая зрителю задаться вопросом о границах между реальностью и виртуальностью.
Важно отметить и работы Елисаветы Неймарк, чьи абстрактные формы в «Живописной сингулярности» создают визуальные метафоры поисков баланса между человеком и технологиями. Внимание привлекает и работа Анны Корь «Сублимация», в которой через яркие цвета и формы автор исследует внутренние изменения человеческого сознания. Не менее интересна работа Евгения Юдакова «If I think», которая погружает зрителя в размышления о памяти и идентичности, давая возможность взаимодействовать с произведением.
Кейла Мойжешевски «Красная комната»
«Красная комната» Кейлы Мойжешевски интригует своей эмоциональной многослойностью. Используя насыщенные оттенки красного, она исследует память как инструмент формирования будущего. Эта работа сочетает в себе элементы сюрреализма и психологического анализа, создавая атмосферу, в которой уютные воспоминания граничат с тревожными предчувствиями и одиночества. Через «Красную комнату» Кейла предлагает зрителю задуматься о том, как наш прошлый опыт формирует будущее.
Сильный акцент на памяти и утрате делает работа Екатерины Вагуриной UN)FORGOTTEN OBJECTS, в которой она обращается к ценностям, оставленным позади. Эти полузабытая объекты напоминают нам, как трудно оставлять следы прошлого на пути в неопределённое будущее, заставляя задуматься о том, как мы прощаемся с тем, что когда-то было важным.
Екатерина Вагурина UN)FORGOTTEN OBJECTS
Продолжая исследование философских тем, Натали Нотяг в своей работе «Путь» акцентирует внимание на бесконечном поиске, который замыкается в круге. Её картина становится метафорой жизни, где конец пути превращается в начало нового этапа. Композиция работы, сочетающая плавные линии и резкие контрасты, символизирует цикличность бытия и предлагает зрителю найти личный смысл в бесконечности. Использование цвета усиливает эмоциональный отклик, создавая эффект погружения в мир размышлений.
Не менее актуальны работы Александра Бейлина и Никиты Шишкина, которые обращаются к технологической темой. Бейлин в «Жадной Богине Сюре» демонстрирует мир механической безысходности, в то время как Шишкин в «Лемур-машине» представляет ужасающий, но завораживающий синтез природы и технологий, напоминая нам о том, как быстро меняются ландшафты нашего существования.
Ольга Беркович «Течение»
Ольга Беркович в своей работе «Течение» акцентирует внимание на взаимодействии человека и природы, создавая в своих картинах экологическую метафору будущего, где границы между человеком и природой становятся всё более размытыми. Её произведение исследует, как эти две силы могут сосуществовать в будущем, предлагая зрителю возможность задуматься о путях гармонии в мире изменений. В том же контексте, Евгения Белова в произведении «Камо грядеши?» ставит вопросы неопределенности и поиска путей, которые могут лежать перед человечеством, раскрывая тему выбора в условиях постоянно меняющегося мира. Обе работы подчеркивают важность осознания роли человека в глобальных процессах, которые формируют будущее.
Юля Рапоткина «Такой мир»
Не обошлось, разумеется, и без ярких, позитивных работ Юлии Рапоткиной, таких как «Такой мир», а также философских размышлений о будущем в произведениях Анны Спириной.
Выставка What’s Next? раскрывает множество граней того, как мы можем воспринимать грядущие изменения. В этом диалоге между художниками, зрителями и миром искусства мы находим ответы, которые, возможно, уже сегодня помогают нам осмыслить будущее.
И все-таки, все эти произведения исследуют процесс развития человечества, связанный с тремя категориями: тем, что было в прошлом, тем, что происходит в настоящем, и тем, что сможет перейти в будущее.
Выставка продлится до 28 декабря 2024 года. Узнать больше и посетить выставку можно на сайте.