47 Российский Антикварный Салон: современное искусство или иконы, что купить?
В Гостином Дворе в Москве открылся 47 Российский Антикварный Салон, который продлится до 28 ноября 2021 года. Организаторы объединили в едином пространстве разделы «Антиквариат», «Ювелирное искусство», «Искусство интерьера» и «Ретроавтомобили». Грандиозная по масштабам экспозиция включает в себя разнообразные предметы: от икон и иранских ковров до современного искусства, причём, место последнего привлекает наибольшее внимание.
Что предлагается сегодняшнему коллекционеру, кроме фарфоровых слоников, классиков русской живописи - И. Шишкина, А. Саврасова, И. Айвазовского, - и других старых мастеров, выставленных в Гостином. Казалось бы, современное искусство на антикварном салоне — странный выбор. К счастью, существует множество специальных площадок, хотя бы Cosmoscow и Blazar, успех которых в 2021 был грандиозен. Может быть ему не место среди антиквариата?
Текст: Кондрякова Полина
По большей части, после посещения 47 Салона складывается впечатление, что очень немногие отважились соперничать с утвержденной классикой. Современное искусство представлено двумя галереями — Е.К. АртБюро (стенд D-2) и Арт-Галереей Полёт (стенд D-3). Хоть и малочисленное, их присутствие развенчивает миф о непонятности, «неинтерьерности» и некрасивости современного искусства, которое на самом деле способно гармонично существовать в одном пространстве с классическим.
стенд Е.К АртБюро, Григорий Острецов. Источник: Instagram @e.k.artbureau
Современное искусство может быть разным — это не только мусорные инсталляции и политически окрашенные перформансы, но и станковая живопись, и тактильная скульптура. Воодушевляет грамотность составителей стендов, которые, следуя направленности мероприятия, подобрали работы максимально спокойные и салонные. Само понятие «салонность» не используется здесь в негативном ключе и не умаляет эстетической ценности произведений, которые, будучи актуальными, могут отлично смотреться в вашей гостиной или спальне.
Замечательны по своему качеству скульптуры Елены Артеменко, которые можно увидеть на стенде Е.К. АртБюро. Две тактильные скульптуры — №2 и №5, выполненные в 2017 году, исследуют возможности воздействия художника на материал. Твердый мрамор предстаёт мягким и пластичным, будто художница лишь случайно дотронулась до него, как бы ущипнула, и создала стихийную, неожиданную форму. Сочетание нежно розового лососево-бежевого цвета камня и витальных обтекаемых форм оставляет исключительно эротическое впечатление. Это скульптура, которую хочется и нужно трогать. Рукотворность и отполированность сочетаются с природой мрамора — дикой, необработанной фактурой.
Елена Артеменко, Тактильная скульптура №5. Источник: электронный каталог Е.К. АртБюро
Поздние работы Артеменко более графичны — Самолётики из проекта «Work in progress» (2020) и «Ископаемое» (2021), посвященное Энди Уорхолу, сильно жёстче и выполнены как будто грубее. В них есть своё очарование, что-то абсолютно инфантильное, детское и обыденное предстаёт в вечном материале. Кто-то после нас откопает жестяную банку и отнесётся к ней, как к памятнику искусства и культуры, но так ли необходимо ждать 200-300 лет до увековечивания? Почему бы не поставить памятник повседневности уже сейчас?
Елена Атеменко, Самолётик №8. Источник: электронный каталог Е.К. АртБюро
Елена Артеменко, Ископаемое. Источник: электронный каталог Е.К. АртБюро
Продолжая разговор о современной скульптуре, нельзя не упомянуть «Единорога» (2021) Георгия Острецова. Собранный из грубых, почти архаических элементов, он в полной мере является свидетельством дихотомии между романтикой и реальность. Что может быть более фантастическим и оторванным от «мира дольнего», чем образ единорога? Так вот, «Единорог» Острецова — не добрый сказочный герой из сахарной ваты. Это не китч, не иллюзия, а весьма серьёзная скульптура сродни тотему. Фантазия сталкивается с суровостью жизни. Чёрный единорог на грани истощения, не так ли себя чувствует современный человек?
Георгий Острецов, Единорог. Источник: электронный каталог Е.К. АртБюро
На стенде можно найти и живопись Острецова, его «Выход через сувенирную лавку» (2021) — пример сочетания классического с неклассическим. Девушки ловят динозавра с кисточкой, их фигуры отсылают к Мадоннам Леонардо, а манера исполнения к граффити и муралам. Чёрные, трафаретно выполненные контуры и тени обрамляют цветовые плоскости «под старину», а фон носит оттенок абстрактного экспрессионизма. Динозавры — визитная карточка Гоши, а, когда они накладываются на явно классические образы, перед зрителем возникает затейливая игра ассоциаций и фантазий.
Георгий Острецов, Выход через сувенирную лавку. Источник: электронный каталог Е.К. АртБюро
Мнение, что современное искусство постоянно стремится отказаться от традиции — ошибочно. Диптих Лаврентия Бруни «Разговор» (2020-2021) по своему настроению напоминает цветочные композиции Ренуара. По холсту разлетаются плотные, почти осязаемые цветочные лепестки. Пастозность и насыщенность мазка в сочетании с чистыми яркими цветами и общей динамикой наполняют полотна живой энергией, дыханием, будто внезапный порыв ветра создал цветочный ураган. Это искусство не раздражает, оно приятно и эстетично, а его сила способна перенастроить и зрителя, и пространство вокруг.
Лаврентий Бруни, диптих Разговор. Источник: электронный каталог Е.К. АртБюро
Современная живопись представлена и на стенде Полёта. Внимание привлекают работы двух Максомов: абстракции М. Клещикова и «цветовые поля» М. Кокина. Чёрная серия Кокина — это размышления о внутренних состояниях человека и тревоге. Картины напоминают виниловые пластинки, но только игла проигрывателя соскочила и больше не совершает ровный циклический оборот по кругу, а движется произвольно, создавая неконтролируемые силовые линии. Глянцевая поверхность холста испещрена разнонаправленными потоками энергии. Точно также организован чувственный мир человека — мы не находимся в перманентно стабильном состоянии, это возможно лишь после смерти.
Максим Кокин, Hills. Источник: Электронный каталог Арт-галереи Полёт
Отдельное место на салоне отведено дизайну интерьера, поэтому нельзя не обратить внимание на коллекцию современной мебели Broken Art (Дарья Василькова, Екатерина Доронина, 2020). Коллекция выполнена во время карантина 2020 года в Италии и посвящена проблемам экологии и переработки отходов. Комоды Venti-Natureheart и Tall-Wall декорированы неиспользованными кусочками и сколами плитки, что соответствует принципу zero-waste.
Современная мебель Broken Art. Источник: Электронный каталог Арт-галереи Полёт
Вообще, совместить в одном пространстве современное искусство и антиквариат — решение неочевидное и достаточно смелое. Тем не менее, результат такого взаимодействия оказался исключительно положительным. Любое художественное произведение, будь то советский плакат, гобелен или современная живопись не существует в вакууме. Чем шире визуальное поле, в котором эти предметы показаны, тем лучше для зрителя, тем более, для того, который на салоне хочет что-то приобрести. Неоднородность представленных вещей и близость их расположения выявляют внутренние сходства. Современное искусство прямо связано с классическим, а китайские вазы и русская живопись XIX века ничуть не уступают друг другу. Обратить внимание на Антикварный салон, безусловно, стоит, как минимум, чтобы оценить широту и разнообразие современного арт-рынка.