Аркадий Насонов: «Вся моя выставка - это история про то, как я пропустил миллениум»

Если этой осенью, как-нибудь вечером вы привычным быстрым шагом будете выходить из метро «Третьяковская». Попробуйте, как подниметесь по лестнице, остановиться на мгновение и повернуть голову направо. В одном из окон третьего этажа, расположенного через дорогу дома, вы обнаружите парящую под потолком шляпу королевы Нидерландов. Нет, нет, вам не показалось! Она действительно летает. В галерее Крокина, в рамках выставки «Голландские заметки» Аркадия Насонова, которая открыта до 6 ноября. 

Вместе с Аркадием мы медленно переходим от картины к картине, от видео к рисунку, от коллажа к инсталляции. Вопросы не успевают ни слететь с губ, ни коснуться уха, поскольку каждая работа автора, у которой мы останавливаемся, становится импульсом для слова.

«Когда я нахожусь внутри выставки, я не разделяю свои работы. И в принципе должно пройти время, чтобы я мог это сделать, но мне нравятся киты. Однажды я проснулся ночью от криков на улице. К нам, в Ден-Хеллдер, приплыл кит. Впервые за 400 лет он оказался у берегов Северной Голландии. Определенно, это было событием для жителей».

Ден-Хеллдер – маленький нетуристический город, где Аркадий Насонов жил и работал долгое время. 

"По опыту общения с эмигрантами я пришел к мысли о том, что люди, уезжающие из какого-то места перевозят с собой не только пространство, но и само время.

И по тому, что и как говорит человек, можно понять из какого времени он уехал.

Я свои 90-е перевез на запад. Я прожил их там, где чувствуется безвременье. Голландия – это место, где ничего не менялось в пространстве с 17 века. Здесь, в  уютном прозябании я и провел миллениум. Вся выставка как раз и есть осколочные впечатления этого пространства".

 - Не времени?

-Последние несколько лет я пользуюсь термином сопространственного искусства.

В противовес современному искусству я противопоставляю сопространственное.

Время всегда связано с некомфортным состоянием, его либо не хватает, либо слишком много, оно разбито на территории. Мне же комфортно в состоянии пространства. Это как рай и ад.  Если ад -  «плач и скрежет зубовный», то рай – место, где нет времени, но есть бесконечное постижение пространства. Этот термин для внутреннего пользования, но он, как и любой другой он разработан для более точной и емкой передачи мысли. Есть даже некий глоссарий таких терминов - «Словарь Московского концептуализма» Германа Титова. 

Мы идем дальше…

 - В 1999 году я расклеивал листовки в «красном квартале» с предложение провести чемпионат по крестикам-ноликам. Поскольку герб Амстердама - это три креста, а 2000 – три ноля, мне было интересно, что же победит время или пространство. 

Еще я предлагал ввести новую Зеленую улицу. Идея было в том, чтобы в окнах, освещенных зеленым светом, сидели бы офисные работники за компьютерами, и туристы оставляли бы им свои пожертвования.

 

- А на видео?

- Это история про ветер. Слева я и художник Эмо Веркерк перегоняем яхту, справа чемпион мира по курению трубки Джордж Сам. В одном случае ветер помогает процессу, раздувает паруса, в другом – человек наоборот, от него уклоняется, чтобы сберечь пламя.

На этом видео я занимаюсь тем, что пишу какую-нибудь букву на воздушном шарике и отпускаю его в небо. Потом еду в другое место и запускаю еще. И пока не закончится баллон непонятно, что за фраза сложится в самом конце. И она не складывается, поскольку я потерял кассету с частью видео.

- Это были 90-е годы, время пленочных фотоаппаратов. И я ходил снимал то, что мне понравится. Пытался делать двойную экспозицию. У Ролана Барта есть книга «Camera lucida», где он ввел такие понятия, как Studium и Punctum. Я же пыталсяразделить объекты на русское эхо и голландский нарцисс. 

Русское эхо – это то, что ассоциативно связано с твоим прошлым опытом. Что-то, что напоминает тебе когда-то увиденное. А голландский нарцисс, наоборот, вводит в состояние ступора, ментального тупика. И я сделал некую схему отношения автора и этих объектов - эха и нарцисса. 

 

- А у вас есть любимый музей в Голландии? 

- Мне очень нравится коллекция инструментов в музее Тейлора в Харлеме. Нравится музей кукол. Голландия, вообще страна музеев.

- Вы знаете голландский язык?

- Нет.

Конечно, мы поговорили с Аркадием обо всех его «голландских заметках». И об историях, рассказанных по тв, и о пропавших  с полей коровах, и о продолжительности сна в тех местах, где всем правит именно пространство, а не время. И даже о той шляпе, что летает сама по себе под потолком. Но как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Приходите и окунитесь сами в немного сюрреалистичный сон Аркадия Насонова в галерее Крокин. 

 

Интервью и фото: Маруся Гуляева