«Арт-Овраг» выпустил фильм к своему десятилетнему юбилею
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг» выпустил документальный фильм «Искусство простого человека», приуроченный к своему десятилетию. На примере знаменитых проектов фестиваля и других важных событий современной культуры последних десятилетий фильм рассказывает об актуальном тренде в мировом искусстве — активном сотрудничестве современных художников с непрофессионалами. Это первая попытка — в жанре документального кино и новых медиа — разговора об этом феномене, сложившемся в мире в последнее десятилетие, и о новой эпохе, его породившей.
Тимофей Радя, "Все это не сон"
Искусство использует простого человека или простой человек — искусство? На этот вопрос пытаются ответить создатели картины. В фильме слышны голоса художников и режиссёров, хореографов и архитекторов, кураторов и продюсеров: от Анны Абалихиной и Петлюры до Арсена Савадова и Николая Полисского, но главные герои картины — те самые простые люди, крестьяне и заводские рабочие, шахтеры и бездомные, учителя и спортсмены.
В фокусе повествования — в том числе и ключевые проекты «Арт-Оврага»: site specific перформанс Анны Абалихиной «Страсти по Мартену», проекты екатеринбургского художника Владимира Селезнева, муралы ведущих российских стрит-артистов, и произведения в жанре паблик-арта.
Zuk Club, "Фламинго", 2013
Масштабный перформанс «Страсти по Мартену» был создан в 2018 году к закрытию последнего в России крупного мартеновского цеха. Он развернулся в пространстве Выксунского металлургического завода и объединил в себе разные жанры исполнительских искусств: современный танец, театр, музыку, оперу, вербатим, инсталляцию. Среди ключевых участников перформанса — заводская династия Киселевых: крановщик Владимир и бригадир Сергей, отец и сын.
Среди прочих героев фильма — сантехник Абдумамад Бекмамадов, один из авторов и исполнителей спектакля Театра.doc «Акын-опера» (режиссёр Всеволод Лисовский), получившего премию «Золотая маска» как «Лучший спектакль-эксперимент». Абдумамад принимал участие в этой постановке в промежутке между строительными работами в Москве.
В числе других знаковых сюжетов, о которых рассказывает фильм, — история художника Александра Петлюры и его музы и модели пани Брони. Благодаря Петлюре пожилая женщина с ментальным диагнозом начала карьеру художника и в возрасте 74 лет завоевала титул «Альтернативная мисс Вселенной» в Лондоне, навсегда войдя в мировую историю искусства.
Среди проектов, где размывается граница между искусством и жизнью, — ставшая символом эпохи серия киевского фотографа Арсена Савадова с позирующими донбасскими шахтерами; перформансы Дины Хусейн, в которых она активно работает с непрофессионалами; а также продолжающееся уже более 20 лет сотрудничество Николая Полисского с жителями деревни Никола-Ленивец, которые участвуют в строительстве лэнд-арт объектов на равных, полагая себя художниками наряду со своим руководителем.
Своими историями коллабораций с так называемыми «простыми людьми» в этом фильме также делятся театральный режиссер Юрий Муравицкий, архитектор Олег Шапиро, основатель фестиваля “Арт-Овраг”, глава благотворительного фонда “ОМК-Участие” Ирина Седых и другие.
Город Выкса, в котором проходит «Арт-Овраг», является крупнейшим в России центром городской культуры, где целый жилой микрорайон и большое количество зданий, в том числе заводских корпусов, были отданы стрит-артистам под их работы. Однако не все жители единодушно принимают уличное искусство, которое порой оказывается источником конфликтов. Одним из поводов к созданию этого фильма стала победа жителей Выксы над работой ныне покойного стрит-артиста Паши 183 — легендарного уличного художника, одно из самых известных произведений которого — "Сказка о потерянном времени" — до последнего времени украшала стену жилого дома в Выксе. В результате усилий СМИ и активистов местные жители в считанные дни собрали деньги на восстановление работы.
Паша 183, "Сказка о потерянном времени"
Действительно ли человеку, живущему в небольшом городе и работающему на заводе, нужна современная культура — или это миф, созданный художниками, которые на этом зарабатывают, эксплуатируя «простого человека»? Этот разговор идет на протяжении всего фильма, обозначая наиболее противоречивые стороны и удивительные казусы этой дискуссии.
Фильм создан под художественным руководством ведущей телеканала «Дождь», арт-критика Анны Монгайт и художника и артистического директора фестиваля «Арт-Овраг» Федора Павлова-Андреевича. Съемки фильма проходили Выксе — месте зарождения и постоянного проведения фестиваля, а также в Москве, Киеве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Калужской области.
В связи с пандемией десятый, юбилейный фестиваль «Арт-Овраг» откладывается на лето 2021 года. Фильм «Искусство простого человека» станет первым событием, посвященным десятилетию выксунского фестиваля.
Федор Павлов-Андреевич, художник, артистический директор фестиваля в Выксе: «Мы с командой вовсю работаем над будущим фестивалем. На пороге своего десятилетия “Арт-Овраг” поменяет название и формат: содержанием фестиваля станут сами жители Выксы (а это 53 тысячи человек) и их коллаборации с лучшими художниками, режиссерами, хореографами, культурологами, урбанистами, писателями и шеф-поварами со всего мира. Чтобы попробовать фестиваль на вкус, нужно будет приехать в Выксу на уикенд и раствориться в этом городе-фестивале».
Ссылка на полную версию фильма - здесь.