C 26 ноября 2020 галерея "Триумф" представляет: Андрея Горбунова "Твердый знак" и Кейто Ямагути "Что я видела твоими глазами"
Андрей Горбунов «ТВЁРДЫЙ ЗНАК»
«Субъективность, или то, что мы иногда называем суверенностью человеческой личности, появляется из множества следов, оставленных на человеческих телах»
В. А. Подорога
Дифференциация тела и телесности являет собой традиционную тему для философских исследований. Классическое деление на субъект и объект уже давно проецируется на человека. Происходит разделение понятия тела на две категории - тело, которое есть человек и тело, которое человек имеет. Более того, тело человека становится феноменом, принадлежащим одновременно миру природы и миру культуры.
Человек по сути своей «эксцентричен», поскольку центр его органического тела не является средоточием его существа. Поэтому, не имея возможности наглядно зафиксировать физиологические изменения тела при переходе от природы к культуре, мы можем указать на радикальное явление — открытие символического измерения телесности.
Отправной точкой проекта Андрея Горбунова «Твердый знак» как раз и служит эта двойственность человеческой природы, но переведенная в разрез символического, знакового прочтения. Тело человека, в данном случае его костная система, начинает рассматриваться художником, как категория метафизического ландшафта. Визуально анализируя эту телесно-ментальную топографию, Горбунов прибегает к нескольким средствам, позволяющим ему увидеть явление более многогранно.
Во-первых, в его работах кость человека исследуется по принципу шаманских практик как элемент «родовой линии», несущей в себе не только связь с предками, но и личные указательные знаки, направляющие тело в ту или иную сторону развития. Этот метод - метод гадания, где «твёрдый знак» - духовный судьбоносный указатель.
Во-вторых, анализ человеческого тела в контексте медийно-информационного потока. Тотальное влияние информационно-коммуникационных технологий на повседневную жизнь человека приводит к изменению понимания и переживания человеком собственного тела. Медиа отчуждают от нас тело, лишают его роли актуального источника опыта, превращают его в то, что «не является чем-то всецело принадлежащим нам». В этом разрезе «твёрдым знаком» выступает яркая медийная символика, перенаправляющая и разрушающая самоидентификацию современного человека.
В-третьих, изучение тела патологоанатомическими средствами, со свойственными ему особенностями, а именно сравнением условно патологического материала с условно нормальным. В этом случае «твёрдый знак» - физическая травма, где тело выступает лишь носителем физиологических функций. Естественно, и в этом случае знак обретает судьбоносное значение.
Кейто Ямагути «ЧТО Я ВИДЕЛА ТВОИМИ ГЛАЗАМИ»
В монохромных графических работах Кейто отражает не только внутреннее психологическое становление, но и выявляет детали повседневности, изображая их с иной, более чуткой перспективы. Пространство экспозиции показывает зрителю результат творческой эволюции художницы, а также ее радикальную реальность — способ смотреть на мир с перспективы собственных убеждений и верований, в соответствии с мыслью испанского философа и эссеиста Хосе Ортеги-и-Гассета.
Он считал, что единственно ложной перспективой является та, которая полагает себя универсальной. В соответствии с этой мыслью, добиться объективного взгляда на действительность невозможно: всегда необходимо учитывать субъекта, познающего эту реальность. А значит, любая бытийная материальность и повседневность в одночасье может стать аморфной под воздействием интерпретации.
Кейто уже почти девять лет живет в России. Все это время ей приходилось сталкиваться с новым культурным кодом, который зачастую оказывался враждебным. В попытках ответить на вопрос, как собрать собственную личность на пересечении разных, подчас противоречащих друг другу, традиций и аксиологических установок, художница примиряет между собой критически отличающиеся идеи и верования. Кейто принимала новые для нее ценностные системы, но возвращалась к традиционным и привычным. Затем разочаровывалась в них, снова и снова пытаясь найти выход из этого культурного противоречия и нестыковок.
Решение она нашла в поэтическом процессе называния тех вещей, которые окружают ее в повседневной реальности. Видимая материальность этих объектов теряет свою твердость и безусловность, становится податливой художественной воле и уже не такой враждебной и незнакомой средой. Кейто наделяет обыденные предметы свойствами ёрисиро — так они становятся понятными, живыми и вписываются в гармоничное восприятие мира.
За счет этой редкой способности Кейто формирует собственную радикальную реальность, дает удовлетворение собственным психологическим исканиям и кристаллизует идентичность.
Перспектива художественного взгляда на обыденную действительность другой культуры позволяет Кейто увидеть в ней то, что зачастую незаметно включенному в привычную парадигму человеку. Отсюда родилось название этого проекта — «Что я видела твоими глазами», — на одном уровне оно является переосмыслением легендарной цитаты из фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», а на другом — воплощением пережитого в новой культуре опыта, который перерабатывает в своих произведениях художница.