Чертоги человеческой памяти. Соня Ванеян: «Ничего личного только факты» в ММОМА

Московский музей современного искусства совместно со Школой современного искусства «Свободные мастерские» представляет выставку Сони Ванеян «Ничего личного только факты». Проект погружает нас в исследование о формировании человеческой памяти через преломление коллективного и личного опыта. 

Текст: Дарья Казакова
Фото: предоставлено пресс-службой ММОМА

Выставка делится на две комнаты, представляя из себя тотальную инсталляцию. Это произведение, которое предполагает буквальное включение человека в суть: такую инсталляцию нельзя наблюдать со стороны, для ее понимания необходимо быть внутри. Концептуальная идея заключается в обживании зрителя в пространстве и во взаимодействии с ним. 

Практически все артефакты выставки могут испытывать на себе влияние посетителей и меняться. Например, песочница в первой комнате с разбросанными стекляшками, разными шестеренками, пружинками и прочим: любой может подойти и разложить эти предметы как ему хочется. Такой опыт и подразумевает обживание зрителя внутри пространства. 

Во второй комнате подобным объектом стал лабиринт из картонных коробок, на каждую стенку которого можно прикрепить лист, дополнив фразу «Я помню, что…». Картонная крепость кажется человеку безопасной – внутри нее он наедине с собой, он может дополнить инсталляцию своим исключительным опытом и откровенным анонимным признанием. Это можно считать своего рода экспериментом над той частью памяти, которую человек не может контролировать. Интересен сам принцип: при предложении вспомнить что-либо, в сознании посетителей может всплыть как мелочь, так и нечто существенное и важное.

Эта работа наталкивает на размышления о том, как работает память, как человеческая нервная система сохраняет и транслирует полученную информацию. Наши личные воспоминания зачастую фрагментарны. То же самое можно сказать о памяти культурной и общественной. Ведь, по сути, наши представления об истории – это практически всегда карикатура на время, в котором мы никогда не жили. Даже время, прожитое нами относительно недавно, постепенно преломляется и деформируется, оставляя только обрывки. 

Идейный центр выставки – это стол, наполненный, на первый взгляд, разным барахлом. Лампочки, рюмки, тарелки и уже знакомые пружинки со стекляшками. По отдельности каждый из этих предметов ничего не значит, но, в сущности, этот стол представляет собой нашу память, забитую такими мелочами. Память похожа на барахольный склад из брошенных гаек и коробочных замков. Из воспоминаний человечества трудно выбрать что-то определенное, ведь если взять один-единственный предмет со стола или из песочницы, то без связи с другими объектами он представляет собой лишь факт. Факт и ничего больше.

Куратор: Светлана Дорогина

Куратор программы поддержки молодого искусства: Дарья Камышникова