А что делают галереи на карантине?
Этим вопросом задалась редакция ART Узла и решила, что проще не гадать, а спросить. И переадресовала задачу малым культурным институциям Москвы и Питера — в "ДК Громов", Зверевский центр современного искусства, Музей AZ, ФотоДепартамент, ЦСИ им. Сергея Курехина, галереи ARTSTORY, AZOT, Cube.Moscow (арт-пространство), fābula, LUDA и Milliart (в алфавитном порядке чтобы никому не было обидно).
Хоть мы просили коллег, по возможности, ограничиться одним абзацем, материал вышел довольно объемным, но безусловно интересным (и с картинками!). Бонусом в конце — ответ директора Зверевского центра современного искусства Алексея Сосны. Потому что внезапно - в стихах.
Материал подготовили Надежда Коровкина и Анна Крылова
Фото предоставлены институциями
Дмитрий Мильков, арт-директор "ДК Громов" (Спб):
Кто бывал в «ДК Громов», знает: наше пространство – своеобразный клуб. Вернисажи, финисажи, кураторские экскурсии, концерты, спектакли, круглые столы… Общение (от светской арт-тусовки до интеллектуальных дискуссий) для нас не просто важный элемент, но, вероятно, самое главное. В период карантина мы этого общения лишены. Лишены его и наши гости.
Сегодня мы пытаемся не просто «занять себя», и даже не предложить аудитории «возможный компромисс», мы (как, впрочем, и многие наши коллеги) осваиваем новые форматы коммуникации, делаем то, на что вчера нам не хватало рук и времени. Мы записываем видео-экскурсии (уже сейчас можно посмотреть видеопрогулки по выставкам НЕОИНФАНТИЛИЗМ и «"И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством". Ленин в Громове»). Скоро на нашем сайте можно будет увидеть каталоги всех громовских выставок. В Instagram мы знакомим подписчиков с работами из коллекции "ДК Громов", этот проект носит название #коллекция_в_изоляции.
В апреле-мае в рамках выставочного проекта, приуроченного к 150-летию со дня рождения Владимира Ульянова, мы намерены взять online-интервью на ленинскую тему у целого ряда историков и политологов, писателей и экономистов, маркетологов и режиссеров (думаю, будет очень интересно). Каталог нашей ленинской выставки должен превратиться в уникальную книжку (не только с «картинками», но и с дополненной реальностью). Ну а главное… Мы верим, что вирус пройдет, а мы останемся. Что мы встретимся в «ДК Громов» с нашей аудиторией много быстрее, чем мушкетёры. Не 10 и не 20 лет спустя!
Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ (Мск):
Все сотрудники музея переведены на удаленную работу - мы продолжаем трудиться над изданиями, запланированными на этот год, будущими выставками, а также над проектом, посвященным пятилетию музея.
В планах на лето - открыть новую выставку «Выбор Костаки» - о великом коллекционере и дарителе, сохранившем и открывшем многие работы художников русского авангарда. И отметить пятилетие музея на нашей любимой крыше. Очень надеюсь, что общая ситуация в городе позволит это осуществить.
К счастью, мы всегда снимаем на камеру все интересные музейные мероприятия - это позволило нам оперативно разместить в соцсетях музея и на сайте экскурсию по выставке «Жизнь и приключения Анатолия Зверева» с Георгием Апазидисом, хранителем «шведской» коллекции Зверева, а также фильм Ираклия Квирикадзе, снятый специально для этой выставки.
Онлайн архив и социальные сети Музея активно развиваются и знакомят наших подписчиков с искусством художников-нонконформистов.
К пятилетию Музея мы подготовили онлайн-проект «AZ Адреналин», премьера которого состоялась 15 апреля.
Юрий Гудков, куратор ФотоДепартамента (Спб):
С началом карантина мы ещё больше сфокусировались на наших онлайн-проектах. И работы, конечно же, стало не меньше, а заметно больше. Карантин хоть и стал неприятным сюрпризом, но не застал нас врасплох: заметную часть работы мы уже вели онлайн раньше, поэтому мы безболезненно перешли на удаленку, перестроили график.
Вчера мы перезапустили все курсы внутри ФотоДепартамент Института. Мы начали модульное обучение - это значит, что теперь участникам не нужно участвовать только в долгосрочных курсах, а они сами могут выбрать занятия в зависимости от своих интересов и навыков, которые они хотят усвоить: от актуальной теории до персональной художественной стратегии.
Наша онлайн-платформа Проекция с курсами о современной фотографии и визуальном искусстве (от сюрреализма, концептуализма до новых медиа) всё так же работает и пополняется. Недавно мы выпустили 40-ую тему, посвященную the Pictures Generation. Тему написала Вера Заварзина в рамках курса “Телесность и идентичность».
И наш книжный магазин работает онлайн, мы принимаем заказы и отправляем их почтой, как и раньше.
Пресс-служба ЦСИ им. Сергея Курехина (Спб):
ЦСИ им. Сергея Курехина так же, как и все учреждения культуры, работает на карантине удаленно. Ежедневно мы встречаемся на видеоконференции в Zoom и обсуждаем планы и дела на ближайшее время.
Мы сняли два выпуска онлайн-шоу Фёдора Курёхина «Душнилла». Это шоу в жанре фейковой телепередачи об искусстве, жизни в изоляции и выстраивании новых стратегий в эпоху тотального онлайн.
Кроме того, Центр выложил видеозапись спектакля Фёдора Курёхина «Конец Истории», готовим к публикации спектакль «Богдан Заречный».
15 апреля мы презентовали первую часть серии онлайн-спектаклей «Трилогия Изолированного Времени» — текстовый спектакль «Сага о Ресентименте» в жанре РПГ.
Скоро также будут представлены вторая часть трилогии — радио-пьеса «Неоновая Мозаика», и завершающий трилогию спектакль “L'amour à l'ère Numérique”, разыгранный при помощи онлайн-конференции.
Также мы разбираемся с архивом 15-летней истории нашего Центра и 23-летним архивом Фонда Сергея Курёхина. Это материалы о Сергее Курёхине и истории Центра, о музыкальных фестивалях (записи выступлений музыкантов на фестивалях SKIF, Электро-Механика, Этно-Механика), выставочных проектах, спектаклях и многом другом.
Люсинэ Петросян, совладелец и директор галереи ARTSTORY (Мск):
Сотрудники галереи ARTSTORY работают сейчас в удалённом режиме. В социальных сетях мы публикуем «истории», посвященные нашей текущей выставке – пророческому проекту Владимира Мигачёва «Пустота», – которая была приостановлена и будет продлена на месяц после выхода страны из «карантина», рассказываем о художниках галереи и пр.
Мне приходится ездить довольно часто в галерею – следить за температурно-влажностным режимом и пожаробезопасностью. Конечно, строим планы, разрабатываем концепции новых проектов, заканчиваем делать каталог нашего следующего проекта. Это выставка художника из Франции Маши Шмидт «Выше только небо», которая должна была стартовать как раз в середине апреля. Надеемся, что откроемся летом.
Варвара Муратова, исполнительный директор AZOT Gallery (Мск):
Что делает галерея AZOT на карантине? Можно сказать, то же, что и всегда. Большая часть работ художников галереи представлена онлайн, поэтому мы занимаемся тем, что увеличиваем охват аудитории, чтобы все могли увидеть и приобрести в свою коллекцию работы интересных авторов. Временно ушла задача ежедневного присутствия в галерее - сейчас все сотрудники работают удаленно, а произведения мы доставляем на дом бесконтактно. В сложившейся ситуации есть свои плюсы: можно вернуться к чему-то, что было отложено в долгий ящик, еще раз заняться архивами галереи, показать онлайн все то, что порой не удается показать в пространстве галереи.
Елена Белоногова, сооснователь арт-пространства Cube.Moscow (Мск):
С выходом на самоизоляцию работы прибавилось значительно. Ощущение такое, что в сутках стало меньше часов. Сложность еще и эмоциональная, потому что большая часть работы — это переговоры, попытки снизить издержки насколько возможно. Параллельно идут непростые разговоры с галереями, которым сейчас тяжело как никогда. Мы все понимаем, что галереи — это часто субсидируемый бизнес, который держится на энтузиазме и любви к искусству их основателей, сейчас этот «бизнес» просто не из чего субсидировать. Многим галереям без финансовой поддержки будет очень сложно выжить.
Я думаю, что мы с вами станем свидетелями того, как галереи меняют формат, уходят в онлайн или совсем закрываются, а это очень плохо, потому что галереи, работающие с современным искусством выполняют очень важную роль: они служат первым фильтром, отсматривая огромное количество художников и их работ, выбирая лучших, тех, с работами которых мы с вами встречаемся на выставках. Поэтому мы делаем все, что в наших силах, пытаясь помочь галереям в это непростое для рынка искусства время: договариваемся о снижении аренды, просим поддержки у государства, города...
При этом нам необходимо оставаться креативными, искать пути развития и верить, что в итоге все будет хорошо, иначе просто невозможно выдержать все происходящее. Как бы там ни было, мы не останавливаемся ни на секунду и продолжаем работать над новыми проектами. И всем желаем здоровья, сил и оптимизма! Берегите себя и близких, оставайтесь дома, не создавайте дополнительной работы врачам.
Елена Фадеева, сооснователь галереи fābula (Мск):
Конечно, вынужденные ограничения – это серьезный вызов для всех игроков рынка искусства. Но нет смысла грустить о вещах, которые мы не в силах изменить.
Мне кажется, можно попробовать взглянуть на сложившееся затишье как на возможность оглянуться на свою деятельность, структурировать ее. Попробовать расставить стратегические приоритеты и просчитать свои проекты с точки зрения эффективности.
В турбулентной ситуации, в которой все мы сейчас находимся, стало очевидно несколько важным и мощным инструментом коммуникации являются социальные сети. Через них можно провести тур по выставке, разговор тет-а-тет с группой коллекционеров и визит в студию художника – все это с короткими перерывами и за чашкой чая.
Поэтому мы, в условиях работы из дома, посвящаем много внимания онлайн присутствию нашей галереи: делаем прямые эфиры с нашими подписчиками, работаем над сайтом и разделом, посвященным коллекционному дизайну,
Также наконец появилась возможность посвятить время исследовательским и долгосрочным кураторским проектам. Важной частью программы нашей галереи являются коллаборации с художниками – мы создаем функциональные объекты по их эскизам. Так как мы сотрудничаем с небольшими производствами, у нас есть возможность сфокусироваться на производстве и дистанционном авторском контроле новых объектов в условиях самоизоляции в Москве.
Любые перемены дают возможность к росту и сейчас, как и в любой сложной ситуации, важно сохранять спокойствие и оптимизм. Но, конечно же, мы очень скучаем по нашим открытиям и мероприятиям в галерее, поэтому надеемся, что кризис скоро разрешится и мы сможем снова пригласить всех к нам.
Вероника Никифорова, assistant curator в Галерее LUDA (Спб):
ЛЮДА всем своим немногочисленным составом ушла на самоизоляцию еще в середине марта. Последнее мероприятие, прокартистинаторский бранч Натальи Тихоновой, мы провели 21 марта, и то в формате офлайн/онлайн с небольшим количеством участников. Петр* в самоизоляции загородом – колет дрова (на самом деле, продумывает будущие проекты), я** в городе – пью вино (на самом деле, работаю почти сутками, а о вине, йоге и театральных трансляциях лишь мечтаю), Рома*** (на самом деле) изредка заходит в галерею проверить, все ли в порядке и позаниматься хозяйственными вопросами. Но это, конечно, в «личное» время, которое сейчас совсем сложно дифференциируемо.
С тех пор больше работаем на пост-карантинный период, готовим к полноценному запуску воркшоп по печатной графике и налаживаем некоторые внутренние процессы. Стриминг одной картины или онлайн экскурсии по выставке не наш формат, поэтому сейчас мы продолжаем рассказывать про проект НЕОИНФАНТИЛИЗМ, который висит за закрытыми дверями, и не делаем никаких специальных онлайн-трансляций. Конечно, многое зависит от развития ситуации (пока она продолжает держать нас в неопределенности), и если карантин затянется, отрезав все надежды на офлайн активности в ближайшее время, – нам есть, что показать, так что оставайтесь на связи в инстаграме и на сайте.
*Петр Белый
**Вероника Некифорова
***Роман Муромцев
Алиса Родичева, директор онлайн-галереи Milliart (офис в Мск):
Проект Milliart – это онлайн галерея, у нас нет физического экспозиционного пространства. Только офис на Artplay и склад работ. Деятельность той части команды, которая работала в офисе, конечно, пришлось перевести на домашний режим в связи с эпидемиологической ситуацией в городе.
Однако, несмотря на это, на нашу работу это практически не повлияло. Мы также получаем запросы от наших клиентов и обрабатываем их онлайн. Встречи с художниками мы временно перевели из личного формата в удаленный. У нас появилось чуть больше времени, для того, чтобы сконцентрироваться на стратегическом развитии проекта. Мы разрабатываем несколько очень интересных спецпроектов, которые, надеюсь, запустим совсем скоро.
Конечно, коммерческие галереи одними из первых почувствовали приближающийся кризис – спрос на работы упал, рынок просел. Но в самой тяжелой ситуации оказались даже не галеристы и дилеры, а художники. Проекты и большие продажи заморожены. Многие художники, это ни для кого не секрет, работают на двух работах, однако сейчас многие компании проводят сокращения сотрудников. В связи с режимом самоизоляции некоторые из наших художников даже не могут добраться до своих мастерских.
Поэтому мы сейчас видим нашей основной задачей – поддержать художников в такой непростой момент. Мы активно принимаем новых авторов в нашу коллекцию, а для существующих проводим активную PR кампанию в социальных сетях. Ведь для художника половина успеха в его карьере – это быть замеченным. Нам кажется, сейчас самое главное – это поддержать друг друга. Наша культура, наша жизнь не была бы прежней без художников, ведь искусство – это то что делает нас человечнее.
Сейчас мы занимаемся активным поиском партнеров для нашего проекта, например для оффлайн благотворительных аукционов. Первый был запланирован на это лето, сейчас перенесен, но, надеемся, все же состоится скоро.
Алексей Сосна, директор Зверевского центра современного искусства (Мск):
Стихотворный ответ гл. редактору ART Узла Надежде Коровкиной, готовящей обзорный материал с рабочим названием «Что делают галереи на карантине»:
Редактор главный АртУзла
Мне просто не хватает зла
И ярости моей стрела
На курс легла
Порвать бы в клочья то жлобьё
Что чувство вызвало моё
Им посылаю ё-моё
Из-за угла...
Внутри музея пустота
И красота совсем не та
И начинать придётся с чистого листа
И человек уже не тот
Лишившись враз своих забот
Лишь хайдеггеровских пустот
Он полон
Вот
Так получилось, что музей
Лишился всех своих друзей
Стоит в руинах как какой-то Колизей...
Вокруг свирепствует ковид
И он имеет бледный вид
И все дела.. но пусть он всё-таки стоит
Ведь мы восстанем из пустот
Моя страна и мой народ
И солнце новое взойдёт
На небосвод...
И эту дрянь и эту срань
Обрушит в утреннюю рань
Редактор милый
Ты за брань
Меня не бань