Цирк да и только

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Цирк» - самое масштабное воплощение этой темы в российском изобразительном искусстве XIX-XXI веков.

Более 400 произведений живописи, графики, скульптуры, предметов прикладного искусства, современных инсталляций из собрания Русского музея, Музея цирка Чинизелли, из частных коллекций и мастерских художников увидят посетители Корпуса Бенуа. Цирковое искусство во все времена вдохновляло художников всех эпох, и на выставке в Корпусе Бенуа можно увидеть работы, выполненные во всех стилях и направлениях, которые пережило изобразительное искусство за последние полтора века.  

Выставку «Цирк» Русский музей готовил не один год, ее открытие, по разным обстоятельствам, откладывалось несколько раз. Но сейчас, как считают организаторы, все совпало наилучшим образом: после реконструкции и капитального ремонта вновь открылся цирк на Фонтанке (находящийся, кстати, на одной улице с Русским музеем – только цирк ближе к Фонтанке, а музей – с выходом на канал Грибоедова). Кроме того, недавно исполнилось 200 лет со дня рождения Гаэтано Чинизелли, основателя первого в России стационарного цирка, а сейчас, именно в эти дни в цирке гастролирует знаменитый клоун Олег Попов. И, конечно, очень важно, что в эти дни начинаются школьные каникулы. 

На открытии выставки Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, рассказала, что выставка, посвященная цирку, впервые открыта в залах музея. Это связано с обширностью темы, колоссальным разнообразием предметов искусства, посвященных цирку.     

-Для нас главное целью было – передать тот искренний, неуемный восторг, который испытывают в цирке и дети, и взрослые, восторг, который переживают художники, обращаясь к теме цирка, - рассказала Евгения Петрова ArtУзлу. – Мы специально не выстраивали экспозицию по хронологии, можно сказать, что здесь все перемешано – старое, новое искусства, жанры, стили. И не выделяли шедевры, хотя  есть и замечательные вещи, и выдающиеся имена. 

Основной принцип построение экспозиции – жанры циркового искусства. Первый зал представляет собой нечто вроде циркового аванзала: в нем показаны работы, посвященные выступлениям бродячих жонглеров и акробатов, народному уличному театру, ярмарочным балаганам. Открывает выставку одна из старейших работ Русского музея, посвященных этой теме – «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» Виктора Васнецова, выполненная им с натуры в 1877 году. И, конечно, знаменитый шедевр Александра Яковлева и Василия Шухаева – их двойной автопортрет, на котором они изображены в костюмах Пьеро и Арлекина. Здесь же представлены работы Александра Бенуа и Сергея Судейкина на тему масленичных гуляний и уличных балаганов, картины Александра Шевченко и Ивана Пуни, посвященные уличным цирковым артистам. А чтобы попасть в следующий зал, нужно пройти через цирковой шатер-шапито, в котором выставлены предметы циркового реквизита – чемоданчики с секретами, котелки, в которых фокусники прятали зайцев и голубей, костюмы, головные уборы. 

Один из залов посвящен клоунам, и здесь представлены работы мало известного у нас художника  из Ташкента Романа Левицкого: он еще в советское время сделал целую серию рисунков с натуры всех выдающихся советских клоунов – от Юрия Никулина и Олега Попова до Генриха Ротмана и Анатолия Векшина. По ним были выпущены открытки, быстро ставшие редкостью среди филокартистов, но сами работы все эти десятилетия хранились в запасниках ведомственного музея – в Музее циркового искусства (в цирке на Фонтанке), попасть в который может далеко не любой человек с улицы. И выставка в Русском музее позволила впервые показать всю серию широкой публике. 

Вообще эту выставку можно назвать настоящим открытием Музея циркового искусства для массового зрителя, из собрания которого в Корпусе Бенуа выставлено 124 работы. И не только для публики: открытием для искусствоведов стали работы Екатерины Звонцовой – большая серия графики – 300 работ – была сделана художницей на тему цирка и непосредственно в самом цирке. Она запечатлела репетиции акробатов, выступления дрессировщиков и гимнастов, и их никогда не выставляли в других музеях и на других выставках. Или работы Александра Семенова, который в 1925 году закончил курс в Академии художеств. Его дипломной работой стало полотно «За кулисами», представленное в Корпусе Бенуа. А еще зрители смогут увидеть уникальную его работу – «Люди морского дна» 1936 года. В этом году на арене Ленинградского цирка знаменитый ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения) демонстрировала советским гражданам работы водолазов. Прямо на арене каждый вечер устанавливался гигантский аквариум, в который погружалась небольшая подводная лодка. На дно спускались самые настоящие водолазы, а не артисты цирка, и в течение часа, на глазах публики, то есть, в режиме он-лайн, они исправляли неполадки в работе машины. Как рассказывают очевидцы, очереди из желающих попасть на такое необычное представление, растягивались до Манежной площади. Александр Семенов и запечатлел на своей картине это исторические цирковое представление. 

-Мы как будто отправили свои экспонаты на гастроли, - говорит Екатерина Шаина, директор Музея циркового искусства. – Ведь у нас специфический посетитель – либо школьники, которых приводят классами, либо сами артисты. Здесь мы показываем то, что широкий зритель не видит в нашем музее, и очень надеемся, что специалисты-искусствоведы заинтересуются работами художников, которых они до сих пор знали очень мало, и чье творчество может стать предметов серьезных  исследований. 

Отдельные залы посвящены искусству воздушных акробатов и вольтижеров, эту тему великолепно раскрывают работы Константина Симуна (70-е годы), скульптура Владимира Издебского, известного художника, скульптора, журналиста и художественного критика, открывшего миру творчество Василия Кандинского. 

И, конечно, какой же цирк без зверей! Работы Артура Фонвизина «В цирке», «Наездница» (30-е годы) рассказывают об искусстве вольтижировки, Орест Верейский с большой любовью изобразил слониху Ляльку на арене Ленинградского цирка («Юрий Дуров и слониха Лялька»). Галерею портретов животных представил Игорь Скоробогатов: на его портретах улыбаются не только знаменитые дрессировщики, но и их четвероногие коллеги – животные-артисты. А художник Сергей Бородкин представил в зале слона – правда, зрителю видна только половина белоснежного гиганта, но зато – практически в натуральную величину.

В оформлении последних залов приняли активное участие дизайнеры Вячеслава Полунина, художественного руководителя цирка на Фонтанке. Здесь можно увидеть документальные фильмы об артистах театра «Лицедеи» и о художниках, чьи работы представлены на выставке. Кстати, и сами артисты собираются в дни школьных каникул приходить в музейные залы, чтобы пообщаться с публикой – пошалить, поиграть и ответить на все вопросы о цирке. 

Выставка открыта до 9 июня.

 

Текст и фото: Наталья Шкуренок