«Давай попробуем: если не получится, мы никому не покажем»: интервью с fashion-фотографом Данилом Головкиным
Над интервью работала Юлия Крышевич
Фото предоставлены Центром фотографии имени братьев Люмьер
В Центре фотографии имени братьев Люмьер прошла выставка Faces, совместный проект центра с Культурным Фондом Still Art Foundation. В фокусе — портреты звёзд авторства одного из ведущих глянцевых фотографов России Данила Головкина. Накануне открытия выставки Данил рассказал Аrt Узлу о начале карьеры в рекламе, преимуществе цветных снимков перед черно-белыми и уровне российского образования в сфере фотографии.
Данил Головкин
Юлия Крышевич: Данил, Вы начинали свой путь в fashion-фотографии более 10 лет назад, сегодня Вы успешно сотрудничаете с топовыми глянцевыми изданиями. Почему именно глянец, как Вы сделали свой выбор?
Данил Головкин: Даже не вспомню, как все начиналось. Моя жена работала стилистом в журнале Elle Girl, а я был арт-директором в рекламном агентстве. В какой-то момент я решил купить камеру и увлекся съемкой: было интересно — я записался на фотокурсы. Про мой профессиональный дебют писали не раз: как-то раз жена попросила заменить фотографа на съёмке для журнала, пришлось согласиться. Помню ее слова: «Давай попробуем: если не получится, мы никому не покажем». В тот день я сильно волновался, но результат понравился редакции Elle Girl — меня как фотографа стали приглашать в новые проекты, сначала туда, потом в другие глянцевые издания. Сначала я, конечно, совмещал съёмки с основной работой в рекламе, но позже полностью переключился на фотографию.
Ю.К. Как бы Вы охарактеризовали стиль своих работ? Возникает ли иногда желание переключиться на другой жанр фотографии?
Д.Г.: Мне очень нравится fashion-фотография. На выставке Faces представлены в основном портреты, но я работаю и в более экспериментальных направлениях. Когда я делаю собственные творческие проекты, я стараюсь максимально точно выразить то, что чувствую. Снимая для журналов, я работаю в определенном заданном направлении.
Григорий Добрыгин, Glamour 2017
Ю.К. Данил, Вы изучали графический дизайн. Помогает ли это в работе фотографа, если да, как?
Д.Г.: Это очень помогает, так как мне не приходится думать о композиции. Я сразу вижу, как должна выглядеть картинка, как будет складываться история. Я рад тому, что в своё время выбрал направление графического дизайна.
Ю.К. Вы фотографируете в ч/б и цвете, но цветных работ больше. Это Ваше решение или предпочтение клиента?
Д.Г.: Журналы больше любят брать цвет: такие работы выглядят более живописно. Мне очень нравится черно-белая фотография, но ее и проще сделать: монохромные снимки всегда смотрятся классно. Когда у фотографа в портфолио достаточно цветных фотографий, это так же показывает уровень мастерства.
Ю.К. Данил, Ваша выставка пройдёт в рамках программы по развитию и поддержке fashion-фотографии в России. Как Вы видите будущее fashion-фотографии, в нашей стране и, в целом, в мире?
Д.Г.: В мире дела с fashion-фотографией обстоят отлично. В России развитие тоже налицо: ежегодно появляются новые фотографы, стилисты — молодые ребята с необычным взглядом на мир, есть много профильных курсов. Это чувствуется, потому что вырос уровень работ. Мои знакомые иностранные коллеги считают, что русские любят придумывать сложные арт-съёмки. У нас нет высших учебных заведений, где учат фэшн фотографии или готовят стилистов, а вот дополнительного образования в этой сфере более, чем достаточно. Взять хотя бы курсы фотографии в «Британке», на которых я преподавал.
Наталья Водянова, L'Officiel 2016
Ю.К. Как Вам опыт преподавания?
Д.Г.: Думаю, это не мое. Хотя интересно было попробовать.
Ю.К. В Вашем представлении, какие впечатления оставит выставка Faces у зрителей?
Д.Г.:: Будет здорово, если зритель увидит медийных персонажей, изображённых на работах, под другим углом — как он не привык их видеть раньше. Самые популярные фотографии звезд, которые курсируют по Инстаграму, далеко не всегда соответствуют видению фотографа, они просто удачно получились. В процессе отбора работ для проекта Faces произошёл интересный случай: мне нужно было согласовать портретное фото Бориса Гребенщикова. Я отправил Борису Борисовичу снимок, опубликованный на страницах глянца, — в цвете, где он широко улыбается. Директор группы, который участвовал в согласовании работ, предложил посмотреть другие варианты. Тогда я залез в архив фотографий для журнала GQ и нашёл 4 черно-белых снимка, на которых Борис больше похож на себя: серьезный и даже задумчивый. Выбрать одну фотографию мы не смогли — сделали коллаж из четырёх. Борису Борисовичу все понравилось, и он сразу утвердил. Так, в рамках проекта Faces я старался создать максимально реалистичные образы героев — возможно, так выглядели бы их автопортреты.
Art Узел благодарит Центр фотографии имени братьев Люмьер за помощь в организации интервью.