Действующие обстоятельства: выставка "Ностальгия по настоящему"
Групповая выставка "Ностальгия по настоящему", это выставка пустых пространств, которые живут в произведениях авторов. Само пространство "Центра цифрового искусства Artplay Media" поддерживает общую концепцию выставки — нейтральные серые стены, окна, ведущие в соседние залы подчёркивают застывшую пустоту сегодняшнего момента, его неопределённость. Тут почти нет действующих лиц, только обстоятельства.
Текст: Михаил Ситников
Фото предоставлены Ольгой Красуцкой и Фёдором Петриком
Константин Бенькович, "XXXTentacion’s heart"
Куратор проекта Ольга Красуцкая строго выдержала атмосферу выставки, оставила только минимум произведений, отражающих разные аспекты происходящего сейчас. Немногие оставшиеся в экспозиции персонажи только помогают собой отметить границы пространств и масштаб замершего времени.
Пластические инструменты художников, совсем разные материалы и средства выражения, которыми они пользуются в своём творчестве уже сами по себе действуют как автономные символьные знаки.
Пирамида в "Ду́ше" Беньковича, объекта, который встречает зрителей выставки — конус пустоты между водными струями как-бы проектирует вектор нового мира, может это строительные леса будущего, из которого вырастает прошлое, как тут кран из струй воды. Даже в казалось бы портрете "Мона Лиза" Бенькович изображает не её, а пустоту, заполнившую форму девушки.
Константин Бенькович, "Мона Лиза"
В работе "20.20" время наконец остановилось, все хоть раз хотели, чтоб это произошло, да?)
Константин Бенькович, "20.20"
Работа Ольги Красуцкой "Розовая комната" может говорить о бессмысленности агрессии, её обсурдности. Предлагает оставить комнату вместе со взаимными претензиями и просто жить.
Ольга Красуцкая, "Розовая комната"
Картина "Paradise or dreamteam" Екатерины Сериковой наполнена парадоксальным смыслом. Рай в современном представлении пуст и оттуда нужно уйти, чтоб он был целостен и совершенен.
Екатерина Серикова, "Paradise or dreamteam"
Алексей Дьяков в инсталляции "Место-Положение" говорит о ностальгии, которая начинается каждую секунду. Движение песка, создающее образы для мыслей, которые ты уже думаешь. Как будто и будущее может вызвать ностальгию, ведь время относительно.
Алексей Дьяков, инсталляция "Место-Положение"
Скульптура Гургена Петросяна из проекта "Модели Ива Кляйна" передаёт виртуальность обстоятельств, мешающих людям. Стену невозможно сдвинуть вместе с тем, что её не существует.
Гурген Петросян, из проекта "Модели Ива Кляйна"
Интерактивная инсталляция Андрея Шкарина "Прикоснись" подчёркивает ответственность каждого момента, когда любое прикосновение уже меняет другого человека.
Андрей Шкарин, "Прикоснись"
"Конечная остановка" Константина Худякова, это 2х3 метра реальности, которая не изменится от того хотим ли мы в ней жить или нет, окно в неизменяемую десятилетиями действительность.
Константин Худяков, "Конечная остановка"
Тем же ощущением наполнены "Горелки" Владимира Дубосарского. Два холста его из серии "Волшебные превращения" напоминают об иллюзорности материального мира.
Владимир Дубосарский, из серии "Волшебные превращения"
Последний уцелевший подъезд в "Реновации" Павла Отдельнова, акцентирует на чувстве любви. Мы как будто слышим звон тишины после почти полного обрушения дома вместе с которым ушли полвека жизни двух сотен человек. Исповедальное ощущение перехода в новую часть жизни. Вместе с реализацией желания "жить нормально", люди стирают часть своего прошлого.
Павел Отдельнов, "Реновация"
В проекте Алексея Спиренкова и Ивана Базика «Забытая, сгоревшая, брошенная» мне видится переданный привет части нашей культуры, от которой мы отказались.
Алексей Спиренков и Иван Базик, "Забытая, сгоревшая, брошенная"
В работах "Где-то между телевизором и супермаркетом" и "Семья Бурильщика 2.0" Владимира Потапова показывает одновременное сосуществование оцифрованного мира "Больших данных" с неизменным бытом опустелых деревень. Бесконечное потребление, стирающее границу этих казалось несовместимых миров.
Владимир Потапов, "Где-то между телевизором и супермаркетом" и "Семья бурильщика"
Картине “Scary Rembrandt's Pencil” Юрия Шабельникова художник видит своё отражение, и может в первый раз осознаёт, что он и его искусство слились вместе. Тогда ещё может казаться, что бывает по-другому.
Юрий Шабельников, "Scary Rembrandt's Pencil"
«Мойдодыр и Чингачгук» — это образы, которые приходят в сознание и живут там всю жизнь. Забывая о них, мы подсознательно всё-таки имеем ввиду то, что они есть. Живя вместе в одном информационном поле они могут быть чужды и не принимать друг друга.
Юрий Шабельников, "Мойдодыр и Чингачгук"
Остановивший своё падение Буратино в скульптуре "Иногда воображение обжигает" отражает пиковый момент ухода в иллюзии, когда выдуманная реальность, в которой ты привык жить как в виртуальной соприкасается с реальной реальностью. Как огонь пробегающий через всего тебя, случайно увидевшего визуальную копию выдуманного образа первой любви.
Юрий Шабельников, "Иногда воображение обжигает"
Картина "Рецидив" Татьяны Гостевой, это взгляд художника на мир. Свой взгляд на мир — это один из признаков художника и его стиля. Важны те слова, которые можешь сказать только ты.
Татьяна Гостева, "Рецидив"
Графика Олега Арнаутова, работы "Возвращение" и "Глазок", это состояние давящий тишины, которое художник обычно не заглушает, а принимает внутрь себя. Это как отправная точка творчества, белый холст. Бесстрашие перед пустотой и тишиной — та причина, по которой многие художники не поняли о какой самоизоляции шла речь.
Олег Арнаутов, "Возвращение", "Глазок"
Елена Ямлиханова в диптихе "Общее дыхание" передала ощущение погружения внутрь себя в ограниченном пространстве. Вокруг тебя сжимается пространство, освобождая сознание от необходимости взаимодействовать с миром. Движущиеся картинки за окном не несут уже информации, а скорее сосредотачивают на собственных мыслях. Ты слышишь только собственное дыхание и внутренний голос. В 2020 году это ощущение из индивидуального стало общим.
Елена Ямлиханова, "Общее дыхание"
В картинах "Новый лес" и "Осенний пейзаж" Егор Плотников говорит что важна не сама среда существования, а границы её восприятия.
Егор Плотников, "Осенний пейзаж"
Скульптура "Валежник", перекликающаяся с картиной Исаака Левитана "Над вечным покоем", передаёт необъятность мира — всё окружающее пространство работает частью этой работы. Похожее ощущение и в «Начале дождя», минимум средств выражения включает воображение и ты слышишь дождь в этом белом мире.
Егор Плотников, "Валежник"
Близка по духу снежная серия Вовы Марина («Метель», «Мокрый снег», «Снегопад», «Метель2», «Затяжной снегопад»). Сколько информации могут нести заснеженные рамы? В детстве все смотрели на снег близко, теперь эти воспоминания рядом. "У искусства может быть любая задача, которую себе ставит сам художник" — из разговора с Романом Манихиным. Тут важна вторая часть, Осознанность замысла.
Вова Марин, "Сугробы"
Никола Овчинников в своей работе "Без названия" убрал всё лишнее оставив только раму нарушающую восприятие пространства. Она светится от своей самодостаточности и не нуждается в названии.
Никола Овчинников, "Без названия"
В трёх холстх Фёдора Петрика "Любовь" "Coca-Cola" и "Тропическая штучка" можно прочитать приметы уже состоявшегося перехода в будущее с его лёгкостью принятия необратимых изменений, особенно присущей поколению нулевых.
Фёдор Петрик, "Тропическая штучка"
"Банка" Сергея Шеховцева фиксирует момент состоявшегося культурного перехода.
Сергей Шеховцев, "Банка"
Картиной "Холст, Масло" Дамир Муратов предлагает посмотреть зрителю на собстаенные мотивы потребления искусства, может оценить свои ожидания от, например, этой выставки.
Дамир Муратов, "Холст, Масло"
"Пейзаж с геометрическими фигурами" про вечность. Эти объекты принесла в мир человеческая культура и в такой идеальной форме они воспринимаются как природа, так, как будто они были всегда.
Дамир Муратов, "Пейзаж с геометрическими фигурами"
В моей скульптуре "Viewer" я говорю про зрителя, без которого искусства не существует. Жизнь произведения состоит из того, что художник хотел сказать, непосредственно выразил в работе и из ви́дений всех людей, которые смотрели и воспринимали произведение.
Михаил Ситников, "Viewer"
То, что увидел я в работах других художников, это только моя часть понимания, вы дополните его своими, посмотрев выставку.
И напоследок видеоарт Романа Мокрова "Плыви в лето" — это чистая эмоция без чего-либо ещё. Не сильные ли эмоции мы хотим получить от произведения искусства? В конечном итоге мы приходим именно к этому, иногда через глубокий символизм.
Роман Мокров, "Плыви в лето"
Такие же чистые эмоции даёт “LA FAMME DELLA REGINA” Юлии Кривозубовой. Максимально яркие цвета при том в совершенно сгармонированных пропорциях. Это тот случай, когда произведение самодостаточно эстетически и не говорит со зрителем, а скорее вводит в транс. В нём можно услышать себя.
Юлия Кривозубова, “LA FAMME DELLA REGINA”
Если в контексте выставки говорить о "новой нормальности", термине, который уже появился в 2020, но не имеет ещё точного значения, то по-моему это адаптированность к стабильной неопределённости. Вынужденный отказ от ожидания разрешения кризисов.
Матрас и пруд как выход из них без разрешения.
Выставка проходит с 26 сентября по 26 октября в пространстве "Центра цифрового искусства Artplay Media" ARTPLAY, Нижняя Сыромятническая 10, с2, вход 2А.