Дневники прошлые, настоящие и будущие

В новом сезоне в Мультимедиа арт музее открылись семь проектов. Какими бы непохожими ни казались выставки на разных этажах музея, часто они начинают образовывать между собой связи: визуальные, эмоциональные и т.д. На этот раз, появляется ощущение, что выставки Никиты Алексеева «Ближе к смыслу» и группы МишМаш «День за днем», проходят одновременно не случайно - они как будто ведут свой диалог, в котором каждый подхватывает мысль собеседника и продолжают ее – так бывает у людей близко знакомых или вдруг обнаруживших общий интерес. Несмотря на то, что сами выставки и те формы, которые были выбраны для их представления в музее разнятся, их объединяет схожее восприятие реальности и отношение к ней. Проживание и фиксация повседневности, которые в каждом случае также решаются по-своему.

Текст: Анастасия Сенозацкая

Никита Алексеев выставка «Ближе к смыслу», фото: Анастасия Сенозацкая

«Ближе к смыслу» - первая посмертная выставка Никиты Алексеева, которого не стало 26 марта этого года. Под одной из его работ выдержка из дневниковой записи от 10 марта 2021: «В будущем году, если доживу, у меня намечена выставка в МАMМ…», в дневнике у нее есть продолжение: «…называется Drawing Time. Понятно, «Время рисовать» или «Время рисования». Но дело в том, что по-английски to draw значит еще «тянуть», «волочить». Вот я и тяну, сволочь, время…». Несмотря на то, что дневники часто принято считать чем-то личным – не для посторонних глаз, эти записи публиковались художником в социальной сети, а часть из них вошла в книгу «В поисках Дерева-Метлы. Короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки». В основном, это небольшие зарисовки из повседневной жизни, мысли, рассуждения, которые также присутствуют и в художественных работах. Связав одну из таких историй с художественным произведением, становится сложно отделаться от подобных историй и в других работах. 

Обрастая такими заметками, произведение уже не воспринимается только как конечный результат – оно всегда началось когда-то раньше и длится во времени. На выставке «Ближе к смыслу» отдельные работы сопровождаются заметками – так банановая кожура, перестает быть просто объектом и начинает нести в себе историю или действие, напрямую не имеющие отношения к художественной работе: «Чистишь банан, кладешь его шкурку на лист белой бумаги. Пока его ешь, любуешься удивительными извивами и переплетениями шкурки, разделившейся в соответствии с непостижимыми законами мироздания на несколько гармоничных полосок, и отбрасываемыми ими прихотливыми тенями». Часто подобное развитие сюжета происходит и внутри самих работ, которые представлены сериями или напоминают раскадровки к фильмам. Но этот сюжет разворачивается не только в самом произведении, он так же вписан в каждый день, в котором та или иная работа создавалась.

Никита Алексеев «Practical joke», фото: Анастасия Сенозацкая

Свой проект «День за днем» группа МишМаш (Маша Сумнина и Миша Лейкин), начала реализовывать первого января этого года, упаковав цифру «1» в первый из 365 предполагаемых слоев. Тогда, в начале года, очертания единицы еще прочитывались сквозь первые слои бумаги, ткани, пластилина и прочих «упаковок». Потом начали стираться, закругляться – к лету угадать с чего все началось стало совершенно невозможно. Каждый день - новая оболочка, обертка, исторический слой, перекрывающие то, что было до них – вчерашний день остался вчера и скрылся за днем сегодняшним.  Проект еще не окончен и будет продолжаться до 31 декабря, так что по словам художников: «В конце года получится один предмет, но 365 скульптур». Похоже на дневник или календарь, в котором зафиксирован каждый день 2021 года, представленный в виде скульптуры. Каждая новая скульптура обрастает новыми слоями – бумагой, тканями, фотографиями, цитатами - как человек день за днем новыми воспоминаниями. Зрителю остаются неизвестны сами воспоминания, но передаются образы и впечатления – эмоциональные, тактильные…

МишМаш «День за днем»

Отсылки к дневниковым записям в работах МишМаш стали вырисовываться еще в прошлом году, когда во время периода локдауна многим пришлось по-новому выстраивать отношения со временем и пространством. Тогда появились серии графических работ: «Часы» и «Навязчивый счет». В последней – художники измеряли время повседневными или бытовыми событиями, обращаясь то к прошлому, то к будущему: «Когда эта соль закончится, у нас появятся новые воспоминания о поездках на море». 

МишМаш из проекта «Навязчивый счет»

К этому же времени относится проект «Множества», создававшийся совместно со всеми желающими принять в нем участие. В течении двух недель Маша Сумнина выкладывала в социальную сеть по одной фотографии бытового предмета, а друзья в комментариях отвечали фотографиями тех же предметов, найденных у себя дома. Таким образом, каждый день локдауна, неизменно похожий на все предыдущие, обрастал новыми связями и формировал новое множество.

Участники проекта «Город друга» «Множества»

Если вышеописанные проекты МишМаш обладают отдельными признаками дневников, или рассказывают свои истории и события немного иносказательно – через образы и настроение, то графические дневники Маши Сумниной довольно буквально отражают каждый описанный в них день, лишь с тем отличаем от привычных дневников, что в них полностью отсутствует текст. Каждый день этого дневника публиковался в социальных сетях и становился доступен для интерпретации любому зрителю, как и каждый слой проекта «День за днем» посетителям музея.

МишМаш-дневник

В публикациях дневников, которые как может казаться пишутся не для чужих глаз, нет ничего нового. В них часто есть аспект подглядывания за чужой жизнью, но только не тогда, когда автор сам делится своими историями и мыслями. Эти истории способны привести статичный объект, рисунок, живопись в движение, наделяя их контекстом повседневной жизни автора, а соответственно, приближая и к повседневной жизни зрителя. Несмотря на то, что выставки Никиты Алексеева «Ближе к смыслу» и группы МишМаш «День за днем» визуально производят очень разное впечатление, каждая из них рассказывает свои истории и эпизоды из обычной жизни так, что это становится похоже на диалог хороших знакомых при встрече – «вроде, все как всегда, идет своим чередом». Упомянутые на страницах дневников, эти обыденные, на первый взгляд, события начинают заявлять о своей значимости и о том, что, на самом деле, именно они имеют смысл.

Никита Алексеев выставка «Ближе к смыслу», фото: Анастасия Сенозацкая

Дневники прошлые, настоящие и будущие