Дом культуры «ГЭС-2» — встречаемся на Спуске 21 августа
В преддверии открытия Дома культуры «ГЭС-2» фонд V–A–C объявил о появлении работ современных художников на территории «ГЭС-2» и приглашает всех к участию в первой публичной программе, которая стартует 21 августа. Пространство вокруг Дома культуры превращается во временную инсталляцию. На Спуске (набережной Водоотводного канала) установлена работа швейцарца Урса Фишера «Большая глина № 4» (Big Clay n. 4). Сдругой стороны здания во дворе, перед березовой рощей, разместится «Пространство света» (Spazio di Luce) итальянского художника Джузеппе Пеноне.
Фото: Глеб Леонов, 2021
В рамках программы «ГЭС-2: Спуск» состоится серия художественных практик, подготовленных авторами, с которыми институция планирует работать уже в ближайшем сезоне. Посетителей ждут медиаторские туры, во время которых можно узнать об истории и архитектуре «ГЭС-2», и занятия по различным направлениям йоги. Практики приглашенных художников объединены идеей поиска новых моделей взаимодействия людей в городском пространстве: в общении с природой, архитектурой, коллективной историей и фантазией; в контексте повседневной жизни или особенных событий. Задача — познакомить будущих посетителей Дома культуры «ГЭС-2» с формами художественной активности, участие в которых скоро станет доступно всем желающим в рамках публичных программ. Спуск — место отдыха, которое уже полюбилось москвичам и гостям столицы, теперь станет еще удобнее: здесь появятся дизайнобъекты от Гарри Нуриева.
Фото: Глеб Леонов, 2021
13-метровая «Большая глина № 4» представляет собой увеличенную примерно в 50 раз и отлитую из алюминия копию комка глины, который автор разминал в руках. Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления. Многие из нас еще в детстве, сжимая в ладони кусок пластилина, испытали этот непреодолимый импульс к трансформации податливого материала, импульс к творческому действию. И так же, как на наших нехитрых поделках, на металлической поверхности «Большой глины № 4» можно различить гигантские отпечатки пальцев художника. Благодаря им она становится символом глубоко личного и почти магического по силе, но при этом простого и доступного каждому созидательного жеста. Этой работой Дом культуры «ГЭС-2» приветствует появление современного искусства в пространстве города и заявляет о планах на производство и представление нового художественного контента.
Giuseppe Penone. Spazio di Luce. Photo by Tadzio Courtesy
В «Пространстве света» (2008 г.) Джузеппе Пеноне анализирует пересечение и взаимодействие двух миров — людей и растений. В местечке под названием Долина чудес на границе Италии и Франции художник нашел поваленную лиственницу. Он удалил часть веток и покрыл дерево толстым слоем воска, а затем с восковых моделей отлил из бронзы объект, выглядящий как разделенный на 8 фрагментов полый ствол дерева. Снаружи он несет на себе следы рук художника, а на его позолоченной внутренней поверхности различим рисунок древесной коры. Видимое сходство этих оттисков означает для Пеноне очевидную и неразрывную связь между человеком и природой — мотив, который он исследует в своем творчестве на протяжении многих десятилетий.
Произведения Урса Фишера уже знакомы российскому зрителю: в 2016 году его персональная выставка «Маленький топор» прошла в музее «Гараж», но «Большая глина № 4» (2013–2014 гг.) в Москве еще не появлялась. Она переехала сюда из Флоренции: в 2017 году выставлялась на площади Синьории, где ее соседом был Давид, созданный Микеланджело Буонаротти. Работы Джузеппе Пеноне тоже успели побывать в России: в 2011 году в Мультимедиа Арт Музее и в 2018-м в Эрмитаже и в Московском музее современного искусства в рамках проекта фонда V–A–C «Генеральная репетиция». «Пространство света» российская публика видит впервые. Ранее работа экспонировалась в Лондоне (в галерее Whitechapel) и Версале.
Появление рядом с «ГЭС-2» работ Урса Фишера и Джузеппе Пеноне, которые посвящены исследованию роли художника в современном мире, осмыслению природы творческого акта и утверждению преображающей силы искусства, а также специальная публичная программа предвосхищают открытие Дома культуры — нового общественного пространства в центре Москвы, приглашающего всех к совместному освоению новых художественных территорий.
ГЭС-2, Болотная набережная, 15