Текст: Маруся Гуляева
Фото: Мария Назарова
28 октября в доме- усадьбе Голицыных открылась выставка «Дом впечатлений. Прогулки с трубадуром». 3 ноября в рамках «Ночи искусств» Дом впечатлений был переполнен как людьми, так и звуками. На следующий день прогулки уже не претендовали на звание массовых, но хуже от этого не становились…
В первую очередь, пока поднимаешься по лестнице, преодолев билетную зону, постарайся отбросить все свои предубеждения по поводу современного искусства. Ну не понимаешь ты его на данный момент, хорошо, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные. Лет через 30, возможно, будешь считать его классикой, пока же, пожимай плечами, верти растерянно головой и набирайся впечатлений: их тут как леденцов на ярмарке – с лихвой.
Стоит, правда, определиться с модальностью и не торопить анализаторы с выводами. Лучше всего сначала просто пройтись вдоль комнат, заглянув в каждую. Вот кто-то лежа на полу пережевывает слова – не формируй о нем мнения! Вот секвенции города – не залипай в картинку! Вот женщина бьет себя по голове микрофоном, обмотавшись шнурами – смотри вскользь и увидишь, что это не женщина, а микрофон наносит удар. Вот примерно по такому принципу и стоит провзаимодействовать с каждой работой. Затем направляйся в «звуковой лес» Пётра Айду и создавай свою мелодию. А после, когда эта мелодия буквально прочистит голову, неплохо будет вернуться и посмотреть на ту работу, что задержалась на границе кратковременной памяти.
Такой алгоритм «прогулки» способен дать зрителю возможность сформировать эмоцию. Возможно, именно ее он потом и оставит в аудио-путешествии Семена Александровского. Не забудет, не сбросит, а именно оставит в «другом музее».
Здесь, под самой крышей дома Голицыных, вооружившись фонариком и звуковой атмосферой выбранного пространства, зритель населяет каждую комнату, как это ни странно, своими и только своими впечатлениями. Кто знает, может они потом сквозь пол-потолок проникают в работы других художников? Но пока вы здесь исследуете заброшенный этаж и вслушиваетесь в разговоры посетителей, скажем Музея Ван Гога, с вами определенно что-то происходит, какая-то трансформация. Страшно вам или, наоборот, интересно. Сравниваете ли вы всю эту внезапную пустоту целого этажа с мини-сериалом «Завтра будет the same», что увидели ранее. Если сравниваете, то, возможно, пытаетесь выхватить светом фонарика обессиленное тело? Все здесь обретает смысл и код. Даже пара шкафов, стоящие возле друг друга, могут напомнить зрителю геркулесовы столпы. Даже пара чьих-то курсовых работ может стать отправной точкой для целого лабиринта мыслей.
На то он и дом, собственно, со своим характером и нарративом. Блуждаете ли вы по его коридорам, исследуете ли комнаты, как ни крути – все равно идете на зов трубадуров. А значит, способны чувствовать и понимать современное искусство.
Текст: Маруся Гуляева
Фото: Мария Назарова