Джон Пешков: «Лишь став художником, я понял, что занял своё место в мире»

Фотографии предоставлены Джоном Пешковым

24 октября в ДК МИИТ состоится открытие выставки Джона Пешкова «Никита и инопланетяне». В интервью Арт Узлу художник рассказал, как с телевидения перешёл в живопись, за сколько сделал новый проект и при чем здесь инопланетяне. 

Джон Пешков

Арт Узел: Женя, у тебя за плечами внушительный опыт работы на телевидении. Как ты пришел к идее стать художником и с чего начинал? 

Джон Пешков: Привет, меня зовут Джон. Так меня называли в детстве  — став художником, я решил взять именно это имя, так как для меня оно символизирует свободу и вседозволенность, которая может быть только у ребёнка. На телевидении я работал 15 лет — за это время участвовал в съемке 200 фильмов, в том числе, «Инопланетяне» на РЕН ТВ. Затем 4 года я руководил собственной студией видеопродакшна, снимающей рекламу. Вот именно тогда, открыв свой продакшн, я внезапно понял, что вышел из творческой роли и стал предпринимателем. Пару лет мне это даже нравилось, но потом пришло осознание: без творчества я не могу. Я долго был в поисках, занимался различными практиками, например, Випассаной, ходил с паломничеством в Индию и так далее.  

Было ли это методом раскрытия себя как художника или я просто таким образом проводил свободное время — я не знаю, но первый вариант мне нравится больше. Затем я вернулся в Москву. Проснувшись 9 мая 2019 года, я почувствовал непреодолимее желание написать картину. Я отправился в магазин, купил холсты, акрил и приступил к процессу. Тогда родились первые работы.

С каждым днём страсть к творчеству только увеличивалась. Через пару недель я понял, что другой жизни для себя не представляю. 

Первые работы Джона Пешкова

Арт Узел: Ты много снимал для РЕН ТВ. Известно, что телеканал выпускает много контента на паранормальную тематику. Выставка «Никита и инопланетяне» — это реакция на твое профессиональное прошлое? Каково твое отношение к мистическому сегодня? 

Д.П.: Да, инопланетяне, апокалипсис и всемирные заговоры были основой контента для документальных фильмов на РЕН ТВ. Я в этом видел скорей развлекательные сюжеты — моя задача как режиссёра была сделать интересную картинку к историям, написанным авторами. В этой выставке есть отсылка к моему профессиональному прошлому, но смысл не в этом.

Никита — просто человек. Не серый и обыкновенный, а нормальный, адекватный, каких много. Таким я был большую часть моей жизни. Образ инопланетян — про людей, непохожих на других. Про них ещё говорят: с другой планеты. Ну, это если мягко выражаться. Я становлюсь таким, когда у меня получается жить, не пытаясь соответствовать ожиданиям окружения. Художник JOHN PESHKOV — инопланетянин. Но иногда я бываю Никитой. 

Трансформация Никиты в инопланетянина, взаимодействие этих миров — вот что занимает меня в этом проекте. Что касается паранормального и эзотерического, в путешествиях мне доводилось видеть мистику. То, что нельзя объяснить логикой и здравым смыслом. Это как параллельная реальность, существующая рядом, но скрытая от большинства глаз. А то, что видимо всем, — шарлатанство и бизнес. У меня был момент, когда я увлёкся подобным, но я быстро понял, что для меня важнее открывать тайны внутри собственного сознания. 

Арт Узел: Ты говоришь, что при создании образов инопланетян использовал метафоры/визуальные приёмы, имеющие отношение к телевизионному «сленгу». Поделишься некоторыми? 

Д.П.: Все, кто начинают работать на телевидении, обязательно сталкиваются с учебным пособием Алексея Георгиевича Соколова по монтажу. Я начинал карьеру на региональном ТВ — тогда свежеиспеченная телекомпания взяла на работу несколько студентов физико-математического факультета, которые самостоятельно обучались снимать и монтировать фильмы. Книга Соколова зачитывалась до дыр, обсуждалась в работе и, конечно, запала в памяти студентов. Образ Никиты берет истоки из схематичных изображений человека на раскадровках. Только рисовал я их по-своему. Хотя в жизни я совсем не минималист, мне очень нравятся минималистичные изображения. Лица героев в моих сюжетах состоят из трёх кругов. Мне интересно, как с помощью такого ограниченного комплекта символов можно передать ситуацию и эмоции. 

В восприятии таких лиц задействована древняя часть мозга, которая мгновенно оценивает ситуацию и даёт сигнал об опасности или ее отсутствии. Все остальное уже дорисовывается мозгом, на основании имеющегося опыта. И это очень интересно, ведь опыт у всех разный, соответственно, трактовка эмоций и ситуации может существенно отличаться. 

Арт Узел: На выставке представлена одна серия работ. Ты планируешь ее продолжать или у тебя есть идеи для новых проектов? 

Д.П.: Уже вовсю идет подготовка к следующему проекту, посвященному влиянию брендов на жизнь потребителей. Думаю, каждый зритель сможет это влияние на себе ощутить. К участию я пригласил многих известных личностей: среди них — рэпер Guf, музыкант Eighteen, блогеры Ника Вайпер и Helen Yes, сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с некоторыми спортсменами и актерами. Думаю, что в начале 2020 года проект будет готов. Что касается выставки «Никита и инопланетяне», вопросы, которые я задаю в этом проекте, адресованы, в первую очередь, самому себе. Говорить о том, что серия закончена, можно будет, когда я найду все ответы. 

Арт Узел: Будучи профессионалом в нескольких областях, сейчас ты — начинающий живописец. Как тебе это ощущение? Уже планируешь пути развития себя как художника? 

Д.П.: Лишь став художником, я понял, что занял свое место в мире — теперь вряд ли кто-то сможет меня его лишить. Конечно, я продумываю вектор развития, выбираю подходящие учебные форматы, но, в первую очередь, ориентируюсь на то, что находится внутри меня и рвется наружу. Выставка «Никита и инопланетяне» откроется в четверг, 24 октября — идея проекта возникла у меня меньше недели назад, как только я узнал, что пространство галереи готово к работе. Тогда была готова лишь половина работ из этой серии. К счастью, с организацией мне помогает моя небольшая команда. Я не планирую сбавлять темп в будущем — у меня есть много идей, которые ждут реализации. 

Арт Узел: Есть техники/течения в искусстве, которые особо привлекают твое внимание? 

Д.П.: Pinterest, YouTube и Instagram дают отличное понимание того, что происходит в мире искусства. Новшеств так много, что приходится использовать силу воли, чтобы не пробовать себя в каждом заинтересовавшем направлении. Но так как я режиссер, к мультимедийному искусству я обязательно вернусь, когда назреет такая необходимость.