Елена Антонова: «Современный коллекционер не боится экспериментировать…»

В августе 2022 года в московской галерее BURO ALL GALLERY открылась выставка художника Нины Котёл, работы которой были интегрированы в пространство и вступили в диалог с находившимися там предметами дизайна. Сергей Чебатков встретился с Ниной Котёл и основателем и креативным директором галереи Еленой Антоновой и побеседовал о скрытой красоте простых вещей, современных коллекционерах и достоинствах восточной философии.

Текст: Сергей Чебатков

Нина, почему в центре внимания вашего проекта оказались растения?

Нина Котёл: Я вообще очень люблю изображать какие-то простые предметы. Мне нравится пристально наблюдать за окружающими вещами, и образы некоторых из них периодически западают мне в душу и становятся поводом для создания нового произведения. Я всегда говорю своим друзьям: «Мне никогда не бывает скучно. Я постоянно наблюдаю за этим миром». Например, если мне приходится ждать свой вылет в аэропорту, то я могу часами сидеть на одном месте и смотреть на какую-нибудь полоску краски, свет, падающий из окна, тени людей. В процессе наблюдения предметы постепенно превращаются для меня в метафоры, я в них погружаюсь и начинаю видеть их скрытую внутреннюю сущность. И в своих работах я всегда пытаюсь обратить внимание зрителя на эти скрытые стороны нашего мира.

В этом проекте я обратилась именно к растениям, потому что, когда я познакомилась с деятельностью BURO ALL FLORA, то увидела, что они активно используют в своей работе живые и засушенные растения. Часто экзотические. А мне это очень близко: у меня дома много сухих природных объектов, а в карманах и сумках у меня всегда лежат каштаны. 

То есть именно засушенные растения дали вам необходимый творческий импульс?

Нина Котёл: Мы с Еленой поехали вместе на цветочный рынок, чтобы выбрать растения для флористических композиций, которые Елена предлагает своим клиентам. И у меня просто глаза разбежались. Чего там только не было: и лотосы, и листья пальмы, и коряги какие-то. Наверное, в тот момент в моем воображении как раз окончательно оформился этот новый проект.

Сначала возникли диалоги между предметами из галереи и моими прошлыми работами. Так, например, я взяла свои рисунки из серии «Семечки» 2001 года и попросила, чтобы мне купили килограмм настоящих семечек, черных в белую полоску, килограмм орехов и килограмм скорлупок от них. У Елены есть много предметов необычного дизайна. Я рассыпала вокруг них семечки и орехи, расположила свои рисунки, и возникла какая-то магическая взаимосвязь между этими абсолютно разными и изначально посторонними друг другу предметами.

Елена, теперь вопрос к вам: как вы сейчас оцениваете результаты интеграции художественного проекта в пространство вашей галереи?

Елена Антонова: Наша галерея изначально создавалась как проект, в котором взаимодействуют искусство и предметный дизайн. Я хотела, чтобы люди приходили к нам не просто приобрести вазочку в свой дом, но стать обладателями особенного красивого предмета для своего жизненного пространства. Про каждую вещь в нашей галерее я могу рассказать отдельную историю: как она была выбрана и почему. Я всегда считала, что моя миссия – дать возможность людям привнести в свой дом красоту, неважно в каком обличии. Поэтому наша коллаборация с Ниной – это продолжение естественного развития галереи. Я очень люблю творчество Нины, и для меня это особенный опыт работы с художником такого масштаба. Считаю, что этот эксперимент полностью оправдал себя. Мне нравится, что выставка создана в двух измерениях – написанные работы в карандаше и пастели продолжаются в 3D инсталляциях в пространстве галереи, в которой каждый элемент, имеет свое особое место и смысл.

К нам часто заходят профессиональные покупатели: дизайнеры, архитекторы, которые приобретают у нас предметы для своих проектов. Конечно, подобные проекты у них вызывают интерес. Но здорово, что и не профессиональная публика с удовольствием рассматривает инсталляцию Нины. И мне было очень приятно услышать восторженные отзывы о нашем проекте в первую очередь от них.

Удивительно, но я сейчас слушала Нину и понимала, что точно также ценю и люблю красоту в самых обыденных вещах, например, в трещинах на полу. Поэтому мне близки идеи превращения в работах Нины, когда, например, простая прищепка превращается в пушкинскую Золотую рыбку, а та, в свою очередь, становится прекрасной дамой.

Как отреагировали ваши состоятельные клиенты на концепцию присутствия красоты в обыденных вещах?

Елена Антонова: Я считаю, что мы сейчас живем в золотое время, и этим временем нужно наслаждаться каждую минуту. Я выросла в Советском Союзе и прекрасно помню, как менялись вкусы социальных элит и что считалось «красивым и богатым» в 1990-е, в 2000-е.

Сегодня у меня много крупных проектов в России и Европе, мы работаем с состоятельными клиентами, многие из которых в рейтингах Форбс. И я вижу, что представления о вкусе и красоте изменились коренным образом. Выросло новое поколение. Мне нравится, что сегодня люди не так сильно зависят от своего статуса и не боятся экспериментировать. Не боятся спрашивать, стараются разобраться в современных тенденциях в искусстве. И сегодня время, когда образовательные программы разработаны и предложены на любой вкус и в любой форме. Мы, конечно, также предлагаем образовательный досуг для наших гостей и широкий спектр мастер-классов и лекций. Подчас уникальных, таких как, например изучение истории искусства через флористику.

Как вы относитесь к мнению, что в ближайшем будущем в нашей стране начнется разворот от европейского к азиатскому искусству?

Елена Антонова: Я бы всячески приветствовала такой разворот. Объясню почему. Я много работаю в европейских городах и даже живу в одном из них. И могу сказать, что, к сожалению, те тенденции, которые сегодня активно намечаются в европейской культуре, меня совершенно не радуют. Я имею в виду пропагандистскую риторику, различные кампании и тому подобное. Эти идеи, как болезнь, поражают умы современных людей начиная уже со школьного возраста. Восточная же философия прекрасна, и нам есть, что из нее почерпнуть. Я знаю, что часто восточная философия, являющаяся основой в школах восточных единоборств, в том числе в нашей стране, часто превращает трудных подростков в благородных юношей. Ребята, которые могли бы пойти по пути саморазрушения, становятся нравственными, уравновешенными и ответственными мужчинами. Так сложилось, что я сама изучала и с детства была приобщена к восточной культуре: моя мама изучала историю искусств востока и серьезно занималась икебаной. Поэтому я уверена, наши контакты с восточной культурой принесут нам только пользу.