Элина Долл: «Воспринимать сначала чувствами, потом - глазами»

21 января в пространстве Putilov Loft открылась выставка «Цветами наружу», где представлены работы Элины Долл – художника-аутсайдера, постоянного резидента АНО «Аутсайдервиль». Для Элины – каждая работа словно страница личного дневника, который очень страшно выносить на всеобщее обозрение. Однако, как мы в поиске поддержки делимся друг с другом чувствами и переживаниями, так Элина Долл – своим творчеством.

Текст: Ксения Квашнина

Элина – яркая и многогранная личность. Закончила университет Технологии и Дизайна по специальности художник декоративно-прикладного искусства, училась в Дизайн-Центре им. Сергея Таланкина и Городской художественной школе. Увлекается графикой и скульптурой, делает тату, создает объемных «куклотварей», помогает своему талантливому мужу Кириллу в разработке видеоконтента в рамках проекта Schuschpanzer V8. Работы Элины Долл были успешно представлены на российских и международных выставках («Ар Брют. Сближения» (2019) и «Поймать большую рыбу» (2020) в Русском музее, Санкт-Петербург; Outsider Art Fair, Atelier Richelieu, Paris, France (2019).

Элина Долл

Неординарность и экстравагантный образ Элины зачастую воспринимаются окружающими в негативном ключе. Это стало причиной ее изолированности от общества, чтобы полностью посвятить себя самовыражению. По признанию художника, творческий процесс – ее жизненная константа и она работает, несмотря на длительные периоды депрессии и физические недомогания. Сюжеты Элины – экспрессивные, откровенные и даже провокационные – отсылают к душевной хрупкости и колоссальному одиночеству человека, стоящего в центре глобальных мировых трансформаций. 

Авторская кукла «Северная принцесса», куклотвари «Тыквы», куклотвари «Елки», авторские куклы «Лавандовая Мальвина и Свен»

Нам удалось пообщаться с Элиной и задать ей несколько вопросов.

Выносить на всеобщее обозрение свои работы всегда страшно. Особенно, если они, как вы сами отметили, являются личным дневником. Расскажите, как себя ощущали до и после открытия выставки.

До открытия выставки переживала, конечно. Пришла на развеску, сидела некоторое время совершенно какая-то потерянная, пока не приехал «Аутсайдервиль», потом все вместе слаженно развешивали мои работы, стало веселее, ощущалась поддержка девушек. Но, конечно, состояние лёгкой жутковатости оставалось, к тому же – совершенно не надеялась увидеть большое количество посетителей, от этого всегда вопрос – зачем я это делаю, зачем столько трудов и усилий, если почти никто не посмотрит? На открытие внезапно пришло огромное количество гостей, очень много моих знакомых и друзей, чего совсем не ожидала, было хорошо и опять же – ощущение поддержки. Сейчас, конечно, опять хочется прятаться, когда думаю – вот, висят мои работы, кто-то смотрит, кто-то знакомый даже специально приезжает :)

Сопоставляя работы 2009 и 2020 гг., разница очевидна. Что послужило причиной перехода от монохрома к цвету?

Честно говоря, я давно влюблена в цвета, мне нравятся краски, нравится живопись. Но из-за невостребованности я делала меньше, чем могла бы, оставила живопись, т.к. краски стоят дороже гелевых ручек и маркеров, да и складывать такое количество своих работ – это же сколько места нужно. По той же причине я на десять лет отказалась от больших форматов, занималась только миниатюрой, это ещё было – будто невозможность говорить, будто голос сдавлен из-за постоянного неприятия меня окружающей реальностью, постоянной ненужности; но и не создавать не могла.

Работы 2009 года. Слева направо: «Разрушение» (бумага, гелевая ручка, 59,5х42), «Отражение» (бумага, гелевая ручка, 52,5х33,5), «Деперсонализация» (бумага, гелевая ручка, 59,5х36,5)

Работы 2020 года. Слева – «Учебное пособие: сначала чувствами – потом глазами» (бумага, акрил, 59,5х42). Справа – «Любить» (бумага, акрил, 42х58,5)

Последние работы схожи с плакатами. Кажется, что эти тексты – скрытые смыслы рисунков прошлых лет…или нет?

Думаю, всегда со мной какие-то важные мне темы и ощущения, даже несмотря на то, что, как и положено живому, в чём-то меняюсь со временем, открываю новое для себя, развиваюсь. Сейчас иногда создаю своего рода плакаты, потому что хочу объяснить себя окружающей реальности, мне важно чтобы меня слышали и могли понять, ведь все люди разные и далеко не каждый воспринимает как я. Конечно, плакаты могут отражать какие-то важные для меня вещи, которые изначально пыталась донести до мира своими «зашифрованными» рисунками.

2020 год изменил жизнь многих людей. Как поменялось ваше мироощущение?

Не скажу, что для меня тут прямо про мироощущение. Скорее мне 20-й год был чем-то вроде ступени что ли, как переход на новый этап. Ну а так ли это – покажет время.

Работы Элины Долл 2020 года. Слева направо: «Ловушка» (бумага, акрил, см. техника, 59х42), «Человеческое» (бумага, акрил, 59,5х42), «Сердце» (бумага, акрил, 59,5х42)

Выставка называется «Цветами наружу». А что же тогда остается внутри?

Мне кажется, что у меня нет такого чёткого распределения как «внутри» и «снаружи». Просто я как человек без кожи: эмоции и восприятие настолько обострены, что будто просвечивают. У меня не получается притворяться. Мне важно настоящее, искреннее, действительно небезразличное. Как-то так.

Ваши работы относят к аутсайдер арт. Опишите тремя словами, кто такой художник-аутсайдер?

Для меня это человек, который не может делать «как ему сказали», а может только так, как чувствует. Не может подстраиваться под окружающее. Имеет своё мнение. Слишком яркий, цельная личность. Не редко – изгой системы, социума. Кажется, получилось больше трёх слов.

Посмотреть выставку Элины Долл «Цветами наружу» можно до 4 февраля по адресу: ул. Рузовская, д. 10-12 (м. Пушкинская), Putilov Loft, 1 этаж. Вход свободный!

«Учебное пособие: Искусство – это не еда» (бумага, акрил, 42х57,5)