Elohovskiy Gallery: новое арт-пространство классическое по форме и национальное по содержанию

27 октября прошло торжественное открытие нового культурного центра Elohovskiy Gallery, расположившегося в особняке XVIII века по адресу Елоховский проезд 1. В качестве ключевого принципа организации пространства кураторы выбрали тройственность. В чем она заключается и причем здесь «русский дух» попыталась разобраться Полина Кондрякова. 

Текст: Полина Кондрякова 
Фото: предоставлены пресс-службой Elohovskiy Gallery 

Галерея современного искусства в старинном особняке — это всегда красиво и эффектно. Ещё одно достоинство — принцип совмещения классического и прогрессивного напрашивается сам собой. Реставрационные работы по восстановлению «Дома П.П. Кувшинникова» и разработка новой концепции велись архитектурным бюро Marianna Petrenko более трех лет. Наконец, нашему взору предстал блистательный (точнее было бы сказать ослепляюще блестящий) проект. Авторами арт-центра стали меценат и коллекционер Андрей Северилов, куратор и архитектор Марианна Петренко, а также генеральный директор аукционного дома «Книжная полка» Андрей Яковлев. 

Стоит признать, что с архитектурной точки зрения к пространству придраться сложно. Немного тесно, но стильно и изысканно. Основными «цветами сезона» выбраны темно-серый, красный и белый. Сознательно или нет наследуя модернистскому проекту и основам промдизайна, цветом дизайнеры весьма удачно зонировали входную группу. Благородно серый под мрамор холл, красная лестница вниз, белая лестница наверх, а пока выбираете куда пойти — полюбуйтесь на люстру с бесконечно зацикленной неоновой надписью «АРТСОБРАНИЕ». В цокольном этаже, ставшем основным выставочным пространством, восстановили систему сводов из красного кирпича и даже не поскупились местами вкрапить в него мозаику. Вкупе все это представляет некий современный извод ар-деко: солидно, дорого-богато, но в рамках разумного доступно (все-таки культурный центр). 

К сожалению, наличие стиля и вкуса не исключает примитивностей. Цветовое решение решили обосновать концептуально. Серый якобы символизирует прошлое, красный — настоящее, а белый, конечно, будущее. Три времени, три эпохи и сущности гармонично сосуществуют в одном пространстве. Что может быть высокопарнее? Все бы ничего, но стройной эта идея смотрится лишь на бумаге. На практике оказалось, что визуально отделить условные временные блоки друг от друга не удалось. Вы спускаетесь по красной лестнице и начинаете не поддающееся логике блуждание под кирпичными сводами. Не исключено, что противореча сами себе, архитекторы и авторы идеи хотели подчеркнуть саму природу времени: вчера перетекает в сегодня, а сегодня в завтра и вчера. Все-таки время скорее процесс, нежели статичная система, где между прошлым, настоящим и будущим пролегают границы с таможенными пунктами. 

Экспозиция представляет не меньший интерес, чем пространство. Что называется: «Спешите увидеть!» За славное настоящее, по всей видимости, отвечают скульптуры Андрея Ковальчука. На выставке можно увидеть серию «Лошади» и скульптуру «Анна Павлова». Академизм и явная имперскость — прелестное дитя классического художественного образования. Резвящиеся на постаментах бронзовые кобылки и застывшая в вечном полете балерина. Размером чуть больше кабинетных статуэток, но слегка не доросшие до парковых монументов, — они прекрасно соотносятся с масштабом сводов. Академизм, вообще, удивительная ветвь искусства, не изменяя своим изобразительным приемам на протяжении уже нескольких столетий, она не теряет своего величия, лоска и нафталинового очарования по праву рождения. Может быть кураторы хотели намекнуть на схожесть сегодняшнего дня с царской Россией или просто питают нежные чувства к классицизирующему языку. Кстати, подразумевалось ли, что скульптуры Ковальчука олицетворяют настоящее или все же прошлое до конца не понятно. На этот вопрос зритель волен дать наиболее близкий его сердцу ответ. 

Зато не вызывает сомнений, что воплощением будущего, а вместе с ним и современного искусства, по мнению создателей экспозиции, является творчество Григория Масленникова (Gregory Emvy). Вниманию представлена его серия из восьми объектов «Полотна жизни». Это крупные настенные плетеные панно, выполненные в цветах самого центра: сером, красном и белом. Шерсть и ковроткачество — в работах явно считывается обращение к народным ремеслам. Снова русскость, но уже не имперская, как у Ковальчука, а в самом прямом смысле народная. Вообще, общее впечатление складывается скорее депрессивное, нежели радостное. Возможно, тому виной цветовая гамма. Сразу вспоминается свадебный обряд расплетения кос, имеющий довольно печальную славу в народном фольклоре, кстати, мотив косы у Григория встречается повсеместно. Аллюзии на кокошники и галуны автор не скрывает, а напротив подчеркивает: «За основу были взяты оренбургские платки, хлопок — то есть все то, что является нашим достоянием», — рассказывает Григорий.

Почетная роль иллюстрировать прошлое, видимо, досталась авторскому проекту Екатерины Чаркиной. На открытии был представлен документальный фильм о том, как создавался проект Василия Кононова-Гредина «Русская смерть». 

Нетрудно заметить, что феномен «русскости» был подсвечен кураторами буквально со всех сторон, но с разной степенью явности. Ремесленничество и кустарные промыслы, пробивающиеся сквозь ультрасовременные панно, имперские мотивы в бронзовых конях, почти эфемерная, но все же считываемая отсылка к авангарду в цветовом решении и зонировании, даже смерть, и та русская.  Стоит ли говорить, что на открытии дорогих гостей угощали водкой и икрой. Заметим, что доступность этих двух продуктов в арт-центре стоит ввести на постоянной основе: впечатления у людей будут ярче и полнее. 

В одном из своих эссе Александр Загорский вывел и обосновал три принципа русской эстетики: самодельность, безобразность (синонимично беспредельности) и нравственность. Нет сомнений, что в триумфально открывшемся пространстве Elohovskiy Gallery основатели и авторы идеи постарались предложить и постулировать собственную трактовку русской эстетики и души. Не лишенную штампов, но имеющую свое очарование. Роскошность, ретроспективность на грани традиционализма и таинственная, неуловимая духовность, природа которой так и осталась нераскрытой, а наличие не доказанным.