«Если вы не бежите за успехом, то он будет за вами»: Интервью с Дэвидом Датуной
31 января в Санкт-Петербурге открылась Международная Академия Искусств, куратором которой стал американский художник Дэвид Датуна. Дэвид приехал на открытие в северную столицу, а позже посетил Москву, где ответил на вопросы редакции «Аrt Узел» — о первых начинаниях в искусстве, своей художественной позиции и, конечно, о самых известных работах.
Текст: Юлия Крышевич, фото предоставлены художником
Юлия Крышевич: Дэвид, вы родились на территории бывшего СССР, в Грузии, и жили там, пока не переехали в США в возрасте 24 лет. В то время вы задумывались о том, чтобы стать художником?
Дэвид Датуна: Да, я родился в Тбилиси, высшее образование получал в России. Насколько помню, я всегда искал формы самовыражения. В шесть лет я очень обиделся на маму за то, что она не покупала мне краски и карандаши, которые были у всех нормальных детей. Я решил нарисовать свое настроение. Увидев рисунок, мама поняла, что я хочу сказать, и расплакалась. Это был первый контакт моей работы со зрителем. Конечно, сейчас я не вспомню, что было изображено на картине, но это не важно. С точки зрения вложенных эмоций, «Чёрный квадрат» Малевича померк бы рядом с произведением шестилетнего художника. (улыбается)
Ю.К. Имя Дэвида Датуны стало известным в начале 2000-х. Как вы считаете, этот период повлиял на динамику развития вашей карьеры в мире искусства?
Д.Д. В начале 2000-х годов я только начинал выставляться в Нью-Йорке, позже в сотрудничестве с галереями я стал участвовать в выставках и перформансах по всему миру. Каждый проект, каждая арт-ярмарка приносили определенную узнаваемость и даже деньги — период «становления» положительно повлиял на меня, ведь он определил вектор моего будущего развития. Я понял, что не хочу гнаться за коммерческим успехом, а готов искать собственный путь, хотя я осознавал, что это едва ли возможно. Но я не прекращаю заниматься тем, что выбрал делом всей своей жизни — искусством.
Ю.К. До недавнего времени ваше творчество было наиболее известно зрителю благодаря серии работ Viewpoint of Millions (Точки зрения миллионов), которая превратилась в Viewpoint of Billions в 2013 году. Что вдохновило вас на создание серий и в какой момент миллионы превратились в миллиарды?
Д.Д. Это было постепенное, плавное изменение. Для Viewpoint of Billions я со своей командой создал американский флаг, в котором были установлены несколько мощных компьютеров, соединенных между собой с помощью искусственного интеллекта. Мы также использовали Google-очки, которые активировали ИИ внутри произведения. После активации работа могла взаимодействовать с социальными сетями как напрямую, так и через зрителя. Вот так миллионы превратились в миллиарды. То есть добавление технологического элемента в художественный процесс позволило охватить большее количество зрителей.
Дэвид Датуна на фоне работы "Водянова - любовь миллионов"
Ю.К. Большинство ваших работ посвящены политическим и социальным темам. Сегодня принято, что художник должен занимать активную гражданскую позицию и транслировать ее через творчество. Все же, на ваш взгляд, есть возможность для художника жить в собственном ритме, поднимать вопросы, интересующие его лично, не подстраиваясь под общественные ожидания, и оставаться успешным?
Д.Д. Могу сказать лишь за себя. В моем понимании, произведение искусства — это зеркало, отражающее реалии мира. По этой причине, в фокусе многих моих работ — политические, экономические, социальные, религиозные, этнические темы. Что касается успеха, это очень зыбкое понятие. Важно не лгать самому себе: если вы не бежите за успехом, то он будет за вами.
Ю.К. Вам нравится работать в смешанной технике. Это неизбежность постсовременности или ваш собственный выбор?
Д.Д. Да, в основном я работаю в смешанной технике, но у меня есть также и живописные работы. Разве имеет значение какую технику, объекты выбирает художник для самовыражения?
Ю.К. Съев банан Маурицио Каттелана на Art Basel Miami, вы почти затмили произведение автора. Два месяца назад это было топовой темой для обсуждения в мире искусства, что происходит сейчас? Вам задают вопросы о перформансе?
Д.Д. Я не совсем съел банан Каттелана — я съел его концепцию. Банан послужил лишь инструментом. Мне кажется, многие это поняли, но вопросы о перформансе задают до сих пор.
Ю.К. Вы приехали в Россию, чтобы открыть Международную Академию Искусств в Санкт-Петербурге, публично занять позицию куратора Академии. Работа «Всевидящий В.» уже была представлена зрителям. Как вы считаете, для тех россиян, кто ранее не видел произведений Дэвида Датуны, «Всевидящий В.» станет хорошим началом знакомства с вашим творчеством?
Д.Д. Нравится это кому-то или нет, я считаю произведение «Всевидящий В.» довольно сильным, ведь оно является зеркальным отражением реалий сегодня, в нем нет лжи. Возможно, это не самая сильная работа из всех, которые я когда-либо делал, ведь их много.
Ю.К. Каково быть коллекционером и художником одновременно?
Д.Д. Для меня быть коллекционером не стоит больших затрат, ведь с многими современными художниками я просто обмениваюсь произведениями. Впрочем, у меня также есть работы почивших мастеров, таких как Марк Шагал и Энди Уорхол. Я люблю и ценю все работы в своей коллекции, ведь за каждой стоит целая жизнь и целая история. Быть коллекционером так же увлекательно, как быть художником.