«Это ловушка!». Выставка Максима Иванова в Фонде культуры «Екатерина»
Текст: Юлия Крышевич
До 26 января в Фонде культуры «Екатерина» проходит выставка «Это ловушка!» фотохудожника Максима Иванова. Свой первый сольный проект под названием «Победители» Максим Иванов представил весной 2019 года в павильоне «Космос» на ВДНХ, после чего выставку смогли увидеть жители Липецка в местной галерее «Буксир» (подробней о проекте «Победители» — здесь). Хотя художник работает преимущественно в жанре фотографии, «Это ловушка!» — исследование, проведённое на языках разных медиумов: включая видео, инсталляцию и даже вышивку по ткани.
«Что такое знание? Это паутина. Факты сплетаются друг с другом, оседают в нашем сознании — и вот, готова ловушка, в которую мы сами можем угодить» — рассказывает художник о концепции проекта.
Максим Иванов
Выставка состоит из четырёх частей, расположившихся в трёх залах на первом этаже фонда: Logos is Web, «Ловушки охотников», «Цифровые фотографии», «Аватары». Для первой части Максим отобрал рисунки из комикса о Человеке-пауке, на которых есть паутина, а затем попросил профессора ВШЭ, эксперта по философии знания, изучить изображения. В процессе траектория движения глаз профессора была зафиксирована с помощью ай-трекера и стала паттерном для вышивки, исполненной золотой нитью по холстам с напечатанными сценами из комикса. С одной стороны, отказ от обращения к фотографии в этом разделе для художника не характерен, с другой — это очень закономерная работа: в предыдущем проекте «Победители» Максим снимает лауреатов олимпиады по астрономии через перевёрнутый телескоп, соединяя крохотные точки изображения в образы школьников. Узоры, проступающие на обратной стороне панно, напоминают абстракцию, которую Максим Иванов многозначительно называет «символом чужого знания». У раздела «Logos is Web» есть своя документация — фотокнига с миниатюрными паттернами вышивки той же золотой нитью — в единственном экземпляре. Следуя концепции раздела, знание это сеть и оно же есть ловушка — что вполне объясняет нашу тягу к использованию Всемирной паутины и зависимость от неё.
Фрагмент экспозиции
«Ловушки охотников», следующий раздел выставки — олицетворение сути проекта в легко читаемых, заимствованных образах. В основу интерактивной инсталляции, фото-и видео нарратива лёг реальный случай, произошедший во время персональной выставки Аниша Капура в португальском музее Серралвш (Serralves) год назад: посетитель буквально упал в работу художника «Descent into Limbo», которая представляла из себя сяму в полу. Рассуждая о том, что роднит современных художников с первобытными охотниками, преследовавшими жертву, художник создаёт фотодиптихи с изображением ловушек по мотивам работ известных художников Луизы Буржуа, Хосе Давилы, Энтони Каро. В центре зала — интерактивная видеоинсталляция, оммаж ловчим петлям Евы Гессе и Брюса Наумана. И вот проступает очевидное сходство: намёк на знание, сообщение в искусстве подобен симуляции, капкану, который расставляет охотник в надежде заманить туда жертву. Опытный рефлексирующий зритель все же отдаёт себе отчёт, какая ловушка способна поглотить его сознание и бывает «сам обманываться рад». Дерзко ли заявлять со стороны художника, что ценители искусства находятся в уязвимом положении? Скорей, пост-иронично: ведь разговор не только о зрителе, а о любом, кто стремится постичь знание и (не)вольно входит в определённую систему отношений. Максим Иванов не скрывает, что на этом месте может оказаться и он сам — начинающий художник, желающий заинтересовать и впечатлить свою аудиторию, оставить след в истории искусства.
Фрагмент экспозиции
Впрочем, знание не всегда обращено извне — познание самого себя часто выступает необходимым условием знакомства с внешним миром. Заключительные части проекта «Цифровые фотографии» и «Аватары» — это выводы, сделанные в результате наложения интроспективного изображения на снимок объективной реальности. В первом случае, это селфи представителей финансовых организаций, переведённые на язык цифрового кода, во втором — гибрид портретов героев из социальных сетей и их собственных фотографий, созданных в режиме реального времени. Вопрос о том, какой снимок несёт в себе больше информации и насколько ей можно верить, — подходящий плацдарм для конструирования нового типа ловушки в пост-цифровую эпоху. Похоже, Максим Иванов выбрал художественную фабулу для своих ближайших проектов — исследование трансформаций, соединяющих настоящее с будущим — пугающим, завораживающим и так быстро наступающим.
Кураторы выставки — Марина Левашова, продюсер проектов «Бал роботов», «Робостанция», Анна Эварльд, коллекционер, галерист;
Проект поддержал писатель Дмитрий Шульман.