Читайте также:
Там, где никому не снятся сны: Слава Птрк
Артем Лоскутов: "Людям интересно участвовать в сопротивлении"
Объявлен лонг-лист 11 премии Кандинского
Что почитать? Философы о художниках
За час до открытия. Выставка Сергея Катрана “Запретное место” в Москве
В Генуе закрыта выставка Модильяни
Фестиваль-импровизация “ПроТоАрт”
Текст и фото: Полина Чубарь
22 и 23 июля в питерском Манеже проходило уникальное мероприятие, которое можно было бы назвать фестивалем. Программа событий, посвященных исследованию феномена импровизации в его различных проявлениях, получила название "ПроТоАрт". Это был не столько смотр арт-объектов или демонстрация разных практик, сколько погружение в творческий процесс и даже сотворчество. Импровизация в этом смысле понималась как протоискусство, первый этап творчества.
Однако, это погружение было одновременно захватывающим и “травматичным”. Дело в том, что открытое пространство Манежа заполнялась хаотичным сочетанием звуков, доносящихся с разных сторон, накладывающихся и спорящих друг с другом. Видеоарт, саундарт, медиаинсталляции, музыкальные импровизации... Все это делало восприятие информации более сложным, разорванным и многослойным. Несмотря на такую экспериментальность мероприятия, или, наоборот, в силу этой особенности, перед Манежем собралась огромная очередь. Публика была самая разная, но практически на всех лицах читался живой интерес.
ПроТоАрт напоминал открытые мастерские или залы репетиции, когда на твоих глазах создаются объекты или непредсказуемо развивается действие, а граница, отделяющая тебя от исполнителя, сведена к минимуму. Оркестр, играющий с закрытыми глазами, дети, создающие узоры из цветного песка, перформансы, дискуссии, сливающиеся в общий поток звуки. Импровизация во всех ее формах и видах была не просто темой фестиваля, а самой его формой, ритмом и логикой организации.
Фестиваль был поделен на блоки, посвященные разным темам, аудиториям или видам искусств: «ПроТоДети», «ПроТоТанец», «ПроТоТеатр», «ПроТоСлово», «ПроТоНаука», «ПроТоМузыка», «ПроТоКино», «ПроТоЖивопись». В качестве кураторов направлений были привлечены Алексей Плюснин (художественный директор), Андрей Пунин, Яна Тумина, Дмитрий Каховский, Никита Сазонов, Юрий Элик, Андрей Поповский, Борис Шершенков, Алина Михайлова и многие другие. В мероприятиях принимали участие Театр.doc, театр OddDance, музыканты из России, Австрии, США, например, джазовый оркестр под руководством Famoudou Don Moye.
ПроТоАрт - событие, состоявшееся впервые. Тема и формат, обозначенные понятием импровизации, были раскрыты эффектно и многогранно. Возможно, что следующий ПроТоАрт будет посвящен новой теме, но это будет уже совсем другая история.