Философия под прицелом
В Московской Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко открылась выставка Кати Муромцевой “На своем месте” - история, которая началась в доме номер 14 на улице Волхонка. Здание Института Философии РАН - главное действующее лицо, шкатулка с сюрпризом, хранящая меркнущие воспоминания обитателей Философского Дома, оно и вызывает особый интерес художника. Катя Муромцева фиксирует последние дни пребывания на своем месте: через повседневные предметы, окружающие студентов и профессоров.
Стены, «подслушивающие» чужие разговоры, вещи, «шепчущие» о вечном - старый актовый зал с красными стульями, библиотечные карточки длинною в диссертацию, шкаф по обмену книгами, деревянные перила, с которых можно скатиться - всё это образует естественную среду философского сообщества.
Человеческое присутствие выражается посредством репрезентации самих вещей, замкнутого места-среды и языка-слов. Анонимные потоки речи и мнений, выхваченные из разговоров с обитателями института, наполняют присутствием топос, вписываясь в предметы, становятся их неотделимой частью и продолжением. Художник с камерой демонстрирует саму возможность философии говорить при помощи языка, поэтому слова это неотъемлемая часть работы. Тот, кто говорит, остается анонимным, фразы могут принадлежать любому из зрителей, поэтому каждый из нас - потенциальный философ.
В центре экспозиции - скульптурная аллея портретов обитателей института - диалог как между собой, так и со зрителем, еще один топос памяти Философского дома.
“Дальше не видно” – «место сборки» всей выставки, возможность взглянуть по ту стороны двери. Видео - личное время пребывания зрителя в Философском Доме, шанс увидеть всё своим глазами. Осторожно, дверь открывается… Темнота, голоса и звуки, свет фонаря пробуждает философию, она начинает говорить на языке понятий: философия как категория, закон, случайность, необходимость, мышление, истина…но кто наделяет их смыслом? Человек и его система ценностей оказываются в центре художественного внимания, вопросы этики и морали, зафиксированные на библиотечных карточках, один за другим сменяют друг друга. Останется ли коллекция общечеловеческих понятий, часть библиотечной картотеки, которая при помощи рук художника открывается снова и снова, будет ли пылиться на полке или продолжит свое существование за пределами института?
Мы подглядываем, перемещаясь из одной комнаты в другую, аккуратно спускаемся на первый этаж, заходим в другую комнату, пока путешествие не заканчивается и не стихают голоса. Осторожно, дверь закрывается…
Серия работ «Имена» возвращает из забвения имена репрессированных философов и переводчиков, вычеркнутых в свое время из архивов и библиотечных каталогов Института философии РАН.
Анонимная история о сожжении написанной и готовой к защите диссертации, рассказанная художником на библиотечных карточках, еще одно предание, хранящееся в памяти Философского дома. Истина любит играть в прятки.
“На своем месте” – демонстрация полифонии голосов различных медиа, связанных языком в единое семиотическое поле, разговор между философией и искусством. Вечный диалог становится объектом, на который направлен глаз художника. Не только искусство пишется на философском языке, но философия сама по себе оказывается под прицелом искусства. Общий счет 1:1.
Текст: Елена Конюшихина
Фото предоставлены Александром Ануфриевым и Екатериной Муромцевой