Голосом логоса: о чем новая выставка в центре изучения конструктивизма «Зотов»

25 апреля культурный центр «Зотов» пригласил зрителей увидеть вторую выставку, посвященную конструктивизму. Казалось бы, еще вчера был ноябрь — и московская публика жила приятным предвкушением открытия новой арт-площадки. Площадка открылась — в здании бывшего хлебозавода №5 на Ходынской улице — вместе с выставкой «Конструктивизм. Начало», что вполне соответствовало заявленному выставочному фокусу «Зотова». А как иначе, когда тело центра — памятник архитектуры конструктивизма, построенный по кольцевому принципу знаменитым советским инженером Геннадием Марсаковым? Но команда «Зотова» не планировала быть совсем предсказуемой.

Текст: Юлия Крышевич
Фото: Ирина Паялина

Новый выставочный проект центра — не про историю здания и не про ярких художников-авангардистов, как можно было бы предположить. Кураторы «Зотова» не хотели делать акцент на визуальной составляющей конструктивизма. Например, на изобилии этой стилистики в современном архитектурном облике Москвы, а, скорей, стремились подчеркнуть идейность направления. 

«Логос: голос конструктивизма» — одновременно название выставки и её концепция, ведь все представленные работы «звучат» — аудиально и в тексте — оптимистично, рационально, жизнестроительно. В экспозиции «слышны» как хорошо узнаваемые голоса Александра Родченко, Владимира Маяковского, Эля Лисицкого, братьев Стенбергов, так и менее известные — в частности, Фаика Тагирова и Елены Семёновой. Эхом вторят им современные авторы — их, правда, всего двое — Платон Инфанте и Владимир Абих.

Видеоинсталляция художника Платона Инфанте

По словам старшего куратора центра «Зотов» Полины Стрельцовой, некоторые проявления конструктивизма в искусстве изучены на удивление мало — например, полиграфия — что вкупе с историей здания создает отличный фундамент для исследований и творческих задач. 

Наталия Гончарова, Пейзаж с поездом, 1913 год

Более 350 экспонатов из Третьяковской галереи, Музея Маяковского, Русского музея, Политеха и еще трех десятков музейных и частных коллекций раскрывают значение слова как смысловой и инженерной единицы, кирпичика и снаряда нового прекрасного мира. 

От супрематической живописи к планам и чертежам, от уединенных опытов в стихосложении к дизайну городских плакатов. Например, про «кампании» по повышению уровня грамотности населения, избы-читальни и первые агитпропы зритель узнает на втором этаже, а, поднявшись на этаж выше, видит не менее утопические плоды этих социальных экспериментов: динамичный монтаж бойких изображений, съемку с неожиданных ракурсов и даже научный анализ радийной и медиа среды. 

«Логос: голос конструктивизма» не строит иерархии из работ и тем более не пытается очертить место конструктивизма на карте художественных направлений первой четверти XX века. У проекта иная цель: показать историю развития идеи, способы ее материального воплощения и, конечно, эстетику, обаяние логоса. Услышать внутреннее звучание конструктивизма и полюбить его за красивые параллели с современностью. Если гуляя по выставке и рассматривая работы, вы удивитесь тому, как быстро пронеслось столетие, знайте, вы на правильном пути. Конструктивизм просуществовал недолго, около 15 лет, но, как все гениальное, нес в себе будущность. 

Для более комплексного знакомства с темой конструктивизма кураторы проекта предлагают посетить мероприятия параллельной программы. Например, в мае обещают лекции по беспредметной живописи и языку авангарда, а прямо сейчас идет серия фильмов про перемонтаж в советском кинопроцессе. И, конечно, экспозицию центра можно посмотреть в составе небольшой экскурсионной группы. 

Выставка «Логос: голос конструктивизма» в центре «Зотов» продлится до 6 августа.

Всю информацию о проекте ищите на сайте центра «Зотов».