Хаим Сокол: «Когда мы вспоминаем, мы превращаемся. Когда занимаемся любовью - тоже»

9 октября в Санкт-Петербурге состоялось открытие персонального проекта Хаима Сокола «Превращение как форма сопротивления». Обращение художника к теме трансмутаций и пограничных состояний развернулось в двух локациях: галерее современного искусства Anna Nova и культурном пространстве «Третье место», расположенном в особняке Лопухиных-Нарышкиных. Получилось двухактное театральное представление, в котором зритель становится своеобразным буфером на стыке прошлого и настоящего.

Текст: Ксения Квашнина

Несмотря на то, что отправной точной (первым актом) служит галерея современного искусства Anna Nova, знакомство с проектом Хаима Сокола можно начинать с заброшенных интерьеров старинного особняка Лопухиных-Нарышкиных. В перемещении между площадками прослеживается трансформация: из стерильности современного белого куба в отринутое былое или, наоборот, оставив позади все пережитки, найти собственный путь к очищению. 

Каждая локация – хаб: исторической памяти, коллективного или индивидуального опыта, бессознательного. Переживая иммерсивный опыт, зритель становится временным участником художественного проекта. Здесь нет внешней трансформации, лишь аллегоричный побег от себя или, наоборот, возвращение к истокам. Таким образом, Хаим Сокол выносит идею за осязаемость стен в незримую паутину улиц. Передвижение между двумя объектами сродни перетеканию, формирующему разное самоощущение.

Работы Хаима Сокола в интерьере культурного пространства «Третье место» / Фото: Anna Nova Gallery

 Работы Хаима Сокола в галерее современного искусства AnnaNova / Фото: Anna Nova Gallery

Птицы – безмолвные сопровождающие. Не соколы, а вороны: мудрецы, падальщики, геральдические символы, защитники, предвестники, медиаторы. Птицы, безусловно, довлеют и в этом нет ничего предосудительного. Расправив крылья, они превращаются в символы на затертых до дыр половых знаменах («Птица на тряпке (знамя)», 2020 г.); закрывают собой пространство полотна, внутренне побуждая смотрящего отбиваться руками («Птицы», 2020 г.); полулюдьми выглядят беззащитными и растерянными (серия «Погром», 2020 г.) или, наоборот, магически привлекательными (серия «Танец превращения», 2021 г.); словно тени присутствуют в орнаментах на коврах. Пребывая в бесконечной трансформации, птицы проявляют себя через текстуру жаккарда и обычной половой тряпки, сочетание розового и черного, мысль и память. Их соседи – собаки и крысы, одиночки или сбившиеся в стаи («Крысы», 2019 г.), всеми оставленные, «страшные и бесстрашные», как называет их художник. Неужели им предстоит, как и герою стихотворения Эдгара По, стать олицетворением трагического удела всего человеческого, обреченного на безнадежную борьбу с собой?

Хаим Сокол «Розовая птица», 2021 г. / Фото: Anna Nova Gallery

ХаимСокол / Фото: Anna Nova Gallery

 Работы Хаима Сокола / Фото: Anna Nova Gallery

В этом проекте Хаим Сокол работает с разными материалами. Среди них бязь, жаккард, бумага, холстопрошивное волокно (проще – половая тряпка), металл, бархатная скатерть, ковры. Эти материалы не случайные, а непосредственные участники процесса превращения. «Что может быть более унылым и отверженным?», - говорит художник о половой тряпке. Выкрашенная в розовый цвет, она устилает парадную лестницу особняка Лопухиных-Нарышкиных. Здесь отсылка и к тяжелому труду, вложенному обычным людом в строительство некогда прекрасного здания, и участи мигранта, и заранее предрешенной ненужности. Текстурный жаккард раскрывает себя исключительно при близком рассмотрении, благодаря чему сюжет становится практически осязаем («Розовая птица», 2021 г.). Работы Хаима действительно хочется трогать. Особенно ковры. Пройтись пальцами по орнаментам и постепенно, виток за витком, раскрыть заложенный мифологический порядок. Особой пронзительностью материал отличается в инсталляции «Птица и мальчик» (2019 г.), собранной из ткани, искусственного меха, ряда объектов и металла водосточных труб. На первый взгляд бутафорская постановка есть важная точка постпамяти как основы художественного проекта.

Работы Хаима Сокола / Фото: Anna Nova Gallery

Хаим Сокол «Птица и мальчик», 2019 г. / Фото: Anna Nova Gallery

 Хаим Сокол «Птица на тряпке (знамя)», 2020 / Фото: Anna Nova Gallery

В проекте Хаима много розового цвета. Розовый – соединение белого и красного. Рассветный, невинный, романтичный, нежный и мечтательный, - именно здесь розовый цвет обращается к зрителю иной символической стороной. Розовый – не геральдический цвет, поэтому вы не встретите его ни на одном государственном флаге («Розовый флаг», 2020 г.). Розовые треугольники носили как опознавательный знак в концентрационных немецких лагерях. Розовый порождает толки о дискриминации и вопросы, например: «Если перекрасить крысу в розовый, изменится ли к ней общественное отношение?». Находясь где-то посередине между принятием и отверженностью, розовый цвет сродни тем, кто не может найти свое место или мечется под давлением извне. Однако, Хаим отмечает: «Розовый – это способ поддержать в себе радость».

 Хаим Сокол «Розовый флаг», 2020 / Фото: Anna Nova Gallery

 ХаимСокол / Фото: Anna Nova Gallery

Образы Хаима Сокола словно текст, который прошел длинный путь от петроглифов до знакомого нам алфавита, развернулся и двинулся обратно. Что-то близкое каждому есть в его экспрессивной манере рисования, передающей не столько форму, сколько аффект. Это увлекательное путешествие в превращение, где не потребуется детальная карта (вы не увидите экспликаций к работам), лишь умение слышать себя.

Три вопроса к художнику:

Хаим, в своих работах вы обычно приближаете человека к чему-то не посредством артефактов, а через настоящее. К чему приближаются путем превращения?

Превращение, трансформация, по-моему, — это не переход из формы а в форму б. Это постоянный процесс изменения состояний, настроений, качеств. Мы обретаем какие-то свойства и теряем какие-то другие. Превращаться - в русском языке это возвратный глагол. То есть это действие, обращённое на себя, как, например, умываться, или взаимное действие, например, целоваться. Когда мы вспоминаем, мы превращаемся. Когда занимаемся любовью - тоже. Или такой пример. Человек попал под дождь и промок насквозь. Превратился ли он в дождь? Или дождь в человека? Превращение всегда множественно, часто мучительно.

Выставка таит в себе немало личного опыта и воспоминаний. Можно ли утверждать, что в ходе ее подготовки Вы тоже пережили превращение?

В этой выставке и во всех остальных моих выставках нет или почти нет моих личных воспоминаний. Опыт и воспоминания всё-таки разные вещи. Воспоминания – это определенные картинки из личного прошлого человека… то есть, когда мы говорим о воспоминаниях, мы говорим о конкретных событиях из чьего-то прошлого. «Вот я в возрасте 5 лет с мамой в доме отдыха в Геленджике». Такого в выставке вообще нет. А что такое опыт? Вы обращали внимание, что опыт и испытание – это однокоренные слова. И пытка. А пытать, значит не только мучить, но и вопрошать, пытаться найти ответ. Поэтому опыт – это ещё синоним эксперимента. То есть опыт – это всегда поиск ответов, без уверенности, что ответы будут найдены и что они нам понравятся.

Вы как-то сказали: «Я настаиваю на поэтическом измерении истории». Расскажите, что вы вкладываете в понятие «поэтическое измерение». Сопоставимо ли оно с текущей выставкой?

А все вышесказанное и есть «поэтическое измерение». Когда я присваиваю чьи-то воспоминания и становлюсь кем-то другим из прошлого. Например, я могу стать огурцом, который спасет от голода маленького мальчика, на которого охотится весь мир. Я могу представить, что чувствовал этот мальчик и превратить это в слова или картинки. Поэзия, на мой взгляд, и есть искусство превращения.

Художественный проект Хаима Сокола «Превращение как форма сопротивления»:
Галерея современного искусства Anna Nova – с 9.10 по 20.11.2021 г., сайт галереи по ссылке.
Культурное пространство «Третье место» - с 9.10 по 7.11.2021 г. , Инстаграм по ссылке.
Вход на выставку осуществляется по билетам, которые можно приобрести на Timepad по ссылке. 

Хаим Сокол «Зеленая птица, золотые орешки», 2019 г. / Фото: Ксения Квашнина
Хаим Сокол «Зеленая птица, золотые орешки», 2019 г. / Фото: Ксения Квашнина